Солнцева Алла
Коррекционно-развивающая программа негативных эмоциональных состояний для старших дошкольников
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.
Тема: Коррекция эмоциональной сферы и развитие осознания эмоциональных проявлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Снизить негативные эмоциональные проявления (тревожность, эмоциональное напряжение, импульсивность, страхи, сформировать адекватные навыки эмоционального реагирования (контроль и управление эмоциональными проявлениями, повысить степень осознанности и понимания эмоциональных переживаний.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа негативных эмоциональных состояний для старших дошкольников» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Объект: Дети старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет) с негативными эмоциональными состояниями.
Предмет: Негативные эмоциональные проявления (тревожность, эмоциональное напряжение, импульсивность, страхи).
Задачи:
1) Снизить негативные эмоциональные проявления, тревожность, эмоциональное напряжение, импульсивность, страхи;
2) Сформировать позитивную эмоциональную направленность;
3) Сформировать адекватные навыки эмоционального реагирования;
4) Повысить степень осознанности и понимания эмоциональных проявлений;
5) Сформировать эмоциональную устойчивость к внешним событиям и
реальности;
6) Закрепить сформированные навыки адекватного эмоционального реагирования.
В процессе составления коррекционно-развивающей программы были учтены следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (работа включает и корректирующие упражнения для снижения негативных эмоциональных проявлений, и профилактические упражнения для формирования позитивного эмоционального фона, и развивающие упражнения, направленные на формирования знаний об эмоциональной палитре и повышение осознанности эмоциональных переживаний).
2. Принцип единства коррекции и диагностики (в структуре работы был заложен диагностический момент в виде рисуночных срезов в начале работы, в середине работы, и в конце).
3. Принцип учета возрастно-психологических особенностей (учитывались возрастные требования, занятия проходили в игровой форме продолжительность занятия не превышали нормативные).
4. Принцип комплексности методов психологического воздействия (в работе попытались использовать различные методы).
5. Принцип возрастания сложности (задания в процессе работы усложнялись).
Методы:
1) групповая беседа и обсуждение;
2) психорисунок;
3) психотехнические упражнения;
4) психодинамические, двигательные игры;
5) дыхательные упражнения, релаксация.
Этапы коррекционной работы :
1) ориентировочный этап – 2 занятия (направлен на установление психологического контакта, вхождение в работу, знакомство, установление доверительных ;
2) реконструктивно-формирующий этап – 6 занятий (направлен на снижение негативных эмоциональных проявлений и на повышение осознанности и восприятия различных эмоций);
3) закрепляющий этап – 2 занятия (направлен на закрепление позитивных эмоций и сформированных навыков).
Количество человек в группе: 8 детей старшего дошкольного возраста.
Состав : Гетерогенная группа – 4 девочки, 4 мальчика.
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность: 10 встреч.
Время одного занятия: 30 мин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п/п Содержание
каждого занятия Время
(минуты) методы
1 Знакомство, формирование позитивного настроя на работу; рефлексия эмоционального состояния.
30 7
5
15
2
1 1) знакомство «Имя по кругу)
2) упр. «Ток»
3) рисунок «Раскрась лист»
4) дыхательное упр.
5) прощание
2 Формирование позитивного настроя, снижение эмоционального напряжения, рефлексия и осознание своих эмоциональных проявлений
30 5
5
10
6
3
1 1) приветствие (+и -)
2) упр. «Ток»
3) групповая беседа
4) упр. «Покажи эмоции»
5) дыхательное упр.
6) прощание
3 Обучение и формирование осознания эмоциональных проявлений, снижение негативных эмоциональных проявлений, формирование внутренней устойчивости к внешним проявлениям
30 8
17
5
1 1) приветствие «Моё настроение»
2) групповая дискуссия
3) упр. «Потанцуй, попрыгай»
4) прощание
4 Снижение негативных эмоциональных проявлений осознание эмоциональных проявлений
30 6
4
14
5
1 1) приветствие «Ругают- хвалят»
2) упр. «Отгадай эмоции»
3) групповая беседа
4) игра «Дракон кусает хвост»
5) прощание
5 Снижение негативных эмоциональных проявлений, формирование положительных эмоциональных переживаний
30 7
15
3
4
1 1) приветствие «Комплимент»
2) групповая беседа
3) упр. «Внимательные руки»
4) упр. «Пароход»
5) прощание
№ п/п
Содержание
каждого занятия Время
(минуты) методы
6 Снижение негативных эмоциональных проявлений, формирование положительных эмоциональных переживаний
30 7
15
7
1 1) приветствие «За что я себя люблю»
2) рисунок «Раскрась лист»
3) упр. «Пальма, тостер, слон»
4) прощание
7 Снижение негативных эмоциональных проявлений, формирование положительных эмоциональных переживаний
30 7
7
8
7
1 1) приветствие «За что меня любят другие»
2) упр. «Покажи эмоции»
3) упр. «Салат из эмоций»
4) игра «Дракон кусает хвост»
5) прощание
8 Формирование положительных эмоциональных переживаний, осознание эмоциональных проявлений, формирование эмоциональной устойчивости
30 5
6
14
4
1 1) приветствие (+ и –)
2) упр. «Угадай эмоции
3) упр. «Ливень»
4) упр. «Потанцуй, попрыгай»
5) прощание
9 Закрепление сформированных навыков адекватного эмоционального реагирования, формирование эмоциональной устойчивости
30 7
15
7
1 1) упр. «Ругают, хвалят»
2) упр. «Раскрась лист»
3) упр. «Пароход»
4) прощание
10 Закрепление сформированных навыков эмоционального реагирования и устойчивости
30 7
14
8
1 1) упр. «Моё настроение»
2) «Групповая беседа»
3) упр. «Комплименты»
4) прощание