Альмира Жантимирова
Коррекционно-развивающая программа «Я все смогу»
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я ВСЕ СМОГУ!»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Подготовила: Жантимирова
Альмира Кудайбергеновна
педагог-психолог, МБДОУ
«Детский сад №2» п. Адамовка
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность коррекционно-развивающей программы 3
1.2. Цель и задачи коррекционно-развивающей программы 3
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 4
1.4 Возрастные характеристики развития детей 4
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Я все смогу“» размещена в разделах
1.5 Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста коррекционно-развивающей программы 5
II. Содержательный раздел
2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности 7
2.2 Содержание парциальной образовательной программы 8
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающей программы 10
3.2 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания 10
3.3 Кадровое обеспечение 10
3.4 Время и сроки реализации коррекционно-развивающей программы 10
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды 10
IV. Дополнительный раздел
4.1 Мультимедийная презентация коррекционно-развивающей программы 12
V. Литература 13
Приложение
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность.
Научно доказано, что завышенная тревожность неблагоприятно сказывается на всей жизнедеятельности человека. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
В связи с этим перед педагогами и психологами стоит задача: найти наиболее эффективные пути выявления и преодоления этого негативного фактора с целью его дальнейшей коррекции и профилактики. Поэтому, на мой взгляд, важно особым способом организовать работу, направленную на снижение уровня тревожности дошкольников. Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, напряженность, замкнутость, агрессивность, неуверенность, нарушения в общении и т. д.
Работа по устранению страхов и тревожности у детей реализуется в дошкольном учреждении МБДОУ №2 п. Адамовка.
2.1. Цель и задачи коррекционно-развивающей программы
Цель программы – способствовать развитию самоуважения и уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Формировать адекватную самооценку ребенка;
Развивать умение снятия мышечного и эмоционального напряжения;
Развивать умение управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
Развивать самоуважение и уважение к окружающим, через осознание
личных достоинств и достоинств товарищей;
Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В своей работе мы опираемся на системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего;
Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Н. М. Борытко).
Реализуются следующие принципы:
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
принцип деятельностного подхода;
принцип единства педагогики и коррекции;
принцип психологической безопасности на занятиях;
принцип оказания помощи родителям и воспитателям по снижению уровня тревожности.
1.4. Возрастные характеристики развития детей
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
Так же происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста коррекционно-развивающей программы
У детей формируются личностные качества: уверенность в себе, положительное эмоциональное состояние, ответственность за свои действия и поступки.
Формой подведения итогов реализации программы являются наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности. Результаты наблюдения фиксируются в специальный бланк «Лист наблюдений», количество наблюдаемых признаков суммируются и на основании интерпретации делается вывод. Также, итогом реализации программы, является анкета для воспитателей и родителей по исследованию индивидуальных особенностей ребенка. При обработке данных по анкете, суммируются количество "плюсов", чтобы получить общий балл, на основании которого делается вывод об эффективности программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности
Модуль 1. Я и моя семья
1.1 Мое имя Групповая, индивидуальная, фронтальная игровая, коммуникативная, музыкально- художественная, продуктивная
1.2 Моя семья Групповая, индивидуальная. игровая, коммуникативная
1.3 Дружба начинается с улыбки Групповая, индивидуальная. игровая, коммуникативная
Модуль 2. У страха глаза велики
2.1 Расскажи о том, что страшно Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
2.2 В гостях у страха Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
3.3 Сказка о несчастном страхе Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
Модуль 3. Стоит только захотеть!
3.1 Я смелый Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
3.2 Я хороший Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
3.3 Я счастливый Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
Модуль 4. Ничего не боимся!
4.1 Помогаю другу! Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
4.2 Вместе мы сила, вместе мы сможем! Групповая, индивидуальная игровая, коммуникативная
2.2. Содержание коррекционно-развивающей программы
Модуль 1. Я и моя семья
Тема 1.1. Мое имя
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Игра «Позови без имени». Беседа «Что такое имя?»: кто дает имя; для чего оно нужно; у кого оно есть. Игра «Имя шепчет ветерок». Рисование на тему «Мое имя». Игра «Назови себя ласково». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, столы, стулья, цветные карандаши, альбомные листы.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Продукт: рисунки детей
Тема 1.2. Моя семья
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Беседа о семье: о членах семьи, о питомцах, живущих в семье. Игра «Изобрази роль семьи». Подвижная игра «Бумажные мячики». Медитативная сказка «Лесная семья». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, стулья, газета, индивидуальные коврики.
Тема 1.3 Дружба начинается с улыбки
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Игра «Комплименты другу» - развитие доверия друг к другу. Игра «Доброе животное» - сплочение детей. Упражнение «Мое настроение»- сравнение с каким-нибудь цветом, животным, погодой. «Танец с другом» - снятие излишнего мышечного напряжения. Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, индивидуальные коврики.
Модуль 2. У страха глаза велики
2.1 Расскажи о том, что страшно!
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Творческое упражнение «Придумываем страшилку». Рисование «Нарисуй свой страх». Упражнение «Напугаем страх». Релаксация «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
2.2 В гостях у страха!
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Рисование «Рисунок чего-то очень страшного». Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь». Упражнение «У страха глаза велики». Релаксация «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
2.3 Сказка о несчастном страхе
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Игра-имитация «Страху страшно или чего боится страх». Рисование «Добрый страх». Упражнение «Угощу свой страх». Подвижная игра «Развеселим страх». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, столы, стулья, цветные карандаши, альбомные листы.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Продукт: рисунки детей
Модуль 3. Стоит только захотеть!
2.1 Я смелый
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Смотр мультфильма про барашка. Упражнения, повышающие самооценку: «Я – смелый», «Я – ловкий», «Я – умный», «Я – сильный», «Я – добрый». Упражнение «Повторяем стихотворение»: «Я - веселый, сильный, смелый». Подвижная игра «Веселые лягушки, с подушки на подушку». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мячи, коврики. Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым и детей между собой.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.
2.2 Я хороший!
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Упражнение «Скажи другу добрые слова». Упражнение «Я очень хороший». Игра «Конкурс хвастунов». Релаксация «Солнечный лучик». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
2.3 Я счастливый!
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Игра «Угадай чувство». Упражнение «Вырази чувство глазами». Психогимнастика «Хочу быть счастливым». Рисование «Я счастливый!». Упражнение «Счастливый сон». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, столы, стулья, цветные карандаши, альбомные листы.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Продукт: рисунки детей
Модуль 4. Ничего не боимся!
4.1 Помогаю другу!
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Мысленная картинка на тему «Лучший друг». Упражнение «Разыскивается друг!». Игра «Помоги другу, или самая дружная пара». Игра «Узнай, кто это?». Упражнение «Доброе животное». Подвижная игра «Путаница». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым и детей между собой.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная.
4.2 Вместе мы сила, вместе мы сможем!
Организация подгрупповой деятельности детей.
Ритуал начала занятия «Подари улыбку». Упражнение «Я люблю играть с друзьями» (тихо, громко, очень громко). Игра «Волшебники». Играем вместе «Снежки». Отдыхаем вместе - релаксация «Сладкий сон». Коллаж «Ладошки дружбы». Ритуал окончания занятия речевка «Мы веселые ребята».
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: спокойная инструментальная музыка
Материалы и оборудование: музыкальный центр, столы, стулья, цветные карандаши, краски, различные журналы, альбомные листы, ножницы.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений:
Сотрудничество детей с взрослым и детей между собой.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Продукт: рисунок (коллаж) детей
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Необходимые материально-технические средства для реализации программы: мультимедийное оборудование, столы, стулья по количеству детей, цветные карандаши, краски, альбом для рисования, бумага, газеты, ватман, индивидуальные коврики.
3.2. Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания
- Годовой план воспитательно – образовательной работы МБДОУ «Детский сад №2» п. Адамовка на 2018 – 2019 учебный год от «27» августа 2018 года. Организация воспитательно – образовательной работы осуществляется в условиях реализации типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Вераксы Н. Е.
- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 общеразвивающего вида» с приоритетным направлением: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
3.3. Кадровое обеспечение
Занятия ведет педагог – психолог, имеющий базой психологическое образование, опыт работы с дошкольниками, знающий их возрастные особенности.
3.4. Время и сроки реализации коррекционно-развивающей программы
Данная программа рассчитана на первое полугодие. Программа включает в себя 15 занятий продолжительностью до 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, в форме мини-тренингов.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация развивающей предметно-пространственной среды должна быть построена по принципу индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса, который заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Реализация программы осуществляется в специально отведенной зоне, в которой находятся полки с различным игровым материалом, необходимым для занятий. Также для лучшего эмоционального комфорта детей, стены комнаты должны быть окрашены в светлые тона, которые положительно влияют на психофизиологическое состояние - вызывают хорошее настроение, оказывают расслабляющее действие. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
I.V. Дополнительный раздел
Данная программа направлена на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. На занятиях дети учатся расслабляться, самовыражаться, пользоваться приемами саморегуляции, понимать свою ценность и ценность других людей.
4.1. Параллельно с реализацией программы, предполагается психологическая деятельность по просвещению родителей детей старшего возраста: групповые и индивидуальные консультации по темам:
• Тревожные дети: понятие тревожности; характеристики тревожных детей; причины детской тревожности; отрицательные последствия высокого уровня тревожности; рекомендации воспитателям или родителям, воспитывающим тревожного ребенка;
• Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психологическое развитие ребенка;
• Влияние родительских установок на развитие детей.
Литература.
1. Агафонова И. Н. Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет / И. Н. Агафонова. – СПб. : ГУПМ, 2003. – 70 с.
2. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
3. Афанасьев А. В. Послушные или напуганные. Частная книга об ошибках родительского воспитания / А. В. Афанасьев, М. А. Афанасьева - Р-Дону: Феникс, 2014. – 221 с.
4. Баранова Ю. Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
5. Дьяченко О. М. Психолог в детском дошкольном учреждении / О. М. Дьяченко, А. И. Болычева и др. - М. : Новая школа,1996. - 190с.
6. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. – СПб. : Гиппократ, 1995. – 128с.
7. Корчагина И. Л. Как уберечь своего ребенка от реальных опасностей: психологический практикум / И. Л. Корчагина. – Р–Дону: Феникс, 2014. – 251 с.
8. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. - СПб. : Речь, 2003. – 160с.
9. Кузнеченкова С. В. Полезные сказки и упражнения для родителей / С. В. Кузнеченкова. – Спб. : Речь, 2010. – 90с.
10. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми / Е. К. Лютова. - М. : Генезис, 2000.-160с.
11. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога / Н. Я. Михайленко. - Екатеринбург: деловая книга, 1999. –290 с.
12. Стишенок И. В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе / И. В. Стишенок. — М. : Генезис, 2012. – 320 с.
13. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24. – 66 с.
Приложение 1
Лист наблюдений за детьми
Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже). В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-".
Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:
Наличие 6 - 7 признаков говорит о высокой тревожности,
3 - 5 - о тревожности среднего уровня,
1 - 2 - о низкой тревожности.
Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.
Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.
Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее "Исследование индивидуальных особенностей".