Елена Шачкова
Дополнительная общеобразовательная программа «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на
развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения
предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым
детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она соединяет в себе несколько видов деятельности для развития мелкой моторики:
Пальчиковый игротренинг (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физминутки)
Ручная умелость. (рисование пластилином, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация)
Развитие графических навыков (рисование по трафаретам, вырезывание ножницами, штриховка, дорисовка)
Игры и действия с мелкими предметами. (Работа с крупой, фасолью, горохом. Нанизывание бус, пуговиц на шнур. Выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.)
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-
практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных
направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры
предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,
соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,
не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
В реализации данной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях используются также тематическая литература, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.
Непосредственно образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 15 минут в форме кружкового занятия
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучаясь по данной программе, к концу года дети должны знать:
• виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
• понятие «оригами», «шаблон»;
• виды штриховки (вертикальная, горизонтальная);
• основные правила склеивания;
• понятие «конструктор», «мозаика»;
• должны уметь: применять простейшие приемы складывания бумаги,пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
• работать с трафаретами;
• изготавливать детали по шаблону; застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
• творчески применять изученные техники, приемы и материалы в художественной деятельности.
Диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год (октябрь, май)
Формы проведения итогов реализации программы : открытый просмотр в конце учебного года.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка воспитанников (мин) Из них
Теоретич. занятие Практич. занятие
1 Диагностика 15мин.
2 «Детский сад и игрушки». 15
3 «Осень» 15
4 «Огород. Овощи». 15
5 «Сад. Фрукты». 15
6 «Ягоды» 15
7 «Дом. Семья» 15
8 «Мебель, квартира». 15
9 «Зима». 15
10 «Зимние забавы» 15
11 «Новый год». 15
12 «Новый год». 15
13 «Зимующие птицы». 15
14 «Домашние животные» 15
15 «Домашние животные» 15
16 «Транспорт» 15
17 «Наша Армия». 15
18 «Наша Армия». 15
19 «Весна» 15
20 «Мамин праздник» 15
21 «Комнатные растения» 15
22 «Дикие животные» 15
23 «Перелетные птицы» 15
24 «Весенние цветы» 15
25 «Мой город 15
26 «Правила дорожного движения» 15
27 «Рыбы». 15
28 «Насекомые» 15
29 «Бабочки» 15
30 «Лето» 15
31 Диагностика 15мин