Наталья Мамаева
Коррекционно-образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий «Человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Коррекционно-образовательная :
- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.
Коррекционно- развивающая :
- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;
- развивать словарь антонимов;
- закреплять знания о назначении частей тела.
Коррекционно – воспитательная :
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий „Человек“» размещена в разделах
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.
Оборудование: предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Назови ласково»
Логопед: сядет тот, кто назовет ласково Голова, нос, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы, язык, ногти, ноги, глаза, горло, плечи, колени, затылок, зубы, шея, пятки, щеки, губы, уши, лопатки.
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строении его тела.
3. Вводная беседа.
Человек.
Взрослые и дети, мальчики и девочки, - это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.
Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.
Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма постоянно взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои особенности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить, видеть; желудок переваривать пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.
Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, то человек здоров.
4. Развитие лексико – грамматических категорий.
Логопед: Рассмотрите картинки. Покажите и расскажите, где еще совершается, а где уже совершилось.
Игра «Что делает, а что сделал, сделала?»
Образование глаголов в форме прошедшего времени. Мыла – вымыла, вешает – повесила, рисует – нарисовал. Умывается – умылся, одевается – оделся, прячется – спрятался, наливает – налил, ест – съел, бросает – бросила. И т. д.
Логопед: Я буду говорить о других. А вы мне рассказываете о себе.
Игра «Расскажите о себе2. Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.
Девочка купается, а я купаюсь. И т. д.
Логопед: А теперь на заданное слово подберите слово наоборот.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам. Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, большой – здоровый, друзья – враги, одеваться – раздеваться, трудиться – лениться, старый – молодой, весёлый – грустный, чистый – грязный, аккуратный – неряшливый, входит – выходит, залезает – слезает.
Игра «Справа, выше, ниже». Развитие пространственных представлений.
Логопед: Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картине. Обратите внимание на их ромт. Возраст, где они стоят по отношению к друг другу. А теперь составьте предложение. Используя слова: справа, слева, выше, ниже, между, старше, моложе.
Физминутка.
- Ах, ты девочка чумазая.
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
-Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел!
Логопед6 К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека.
Игра «Подбери предмет» (часть тела). Закрепление знаний детей о частях тела человека.
Видят, слышат, работают, бегают. Дышит, жуют, стоят, машут, трогают, нюхает, говорит, пишут.
Логопед: Что у человека бывает по паре? Назовите эти част тела, используя слова: два, две.
Игра «Два, две». Закрепление знаний детей о частях тела человека. Согласование имен существительных с числительными. Две брови, два глаза. Две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.
Логопед: А теперьподумайте и скакжите каких частей тела у домашних животных не бывает, а у человека они есть.
Игра «Назови части тела человека, которых неи у домашних животных». Закрепление знаний детей о частях тела человека. Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи.
Логопед: вы много узнали о частях тела человека, и вам будет не трудно догадаться, о чем я говорю.
Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие? Подбор подходящего по смыслу имени существительного к ряду имен прилагательных.
- Красивые, серые, зеленые, голубые, большие. (Глаза).
_ Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные. (Волосы).
- Большой, конопатый. Орлиный, маленький, горбатый. (Нос).
-Пухлые, розовые, узкие, большие. (Губы).
5. Итог занятия.
Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? Как должны относиться люди друг к другу? Что можно сказать о человеке, какой он? Что вы пожелаете своим друзьям в день их рождения?