МААМ-картинки

Логопедическая работа с детьми с ТНР на материале литературного произведения С. Михалкова «Комар-комарец»

Диана Ряховская
Логопедическая работа с детьми с ТНР на материале литературного произведения С. Михалкова «Комар-комарец»
▼ Скачать + Заказать документы

Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной категории "Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на образовательном материале литературного произведения С. Михалкова "Комар-комарец"

Литературное произведение - это богатый материал для развития речи дошкольников. Особенно в этом помогают стихотворные тексты. Логопедическая работа с детьми включает в себя много направлений работы: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, отработка слоговой структуры слова, развитие лексико-грамматической, просодической и связной речи. Выбрав необходимое литературное произведение можно смело использовать его в логопедической работе, развивая тот или иной компонент речи. Реализация поставленной цели и задач осуществляется посредством игровых методов и приемов, которые являются авторскими.

Взяв за основу литературное произведение С. Михалкова "Комар-комарец", были применены графические символы (они являются разработкой автора) по сюжету стихотворения.

Цель: развитие навыка связного речевого высказывания.

Задачи:

1. Обучение навыку составления пересказа текста в повествовательной форме с опорой на графические символы.

2. Автоматизация и дифференциация звуков на уровне предложения.

3. Развитие ассоциативного и логического мышления, символической способности.

Принцип игры:

Логопед рассказывает ребенку стихотворение, используя иллюстрации в книге. Затем с целью осмысления содержания стихотворного текста и развития связного речевого высказывания, просим ребенка рассказать о чем говорится в стихотворении. Если ребенок затрудняется, то логопед предлагает ему пересказать текст с опорой на графические символы.

Логопед предлагает ребенку исправить цепочку из графических символов согласно сюжету стихотворения и пересказать текст в повествовательной (в дальнейшем можно и в стихотворной форме, отрабатывая диалоги персонажей).

I. Пересказ содержания стихотворения своими словами

После знакомства с произведением и проведения беседы по его содержанию, на индивидуальном логопедическом занятии мы предлагаем ребенку вспомнить данное произведение и пересказать его содержание своими словами. Обычно рассказ представляет собой обрывочные фразы с разорванным сюжетом. Сам рассказ не отражает полноценно сути произведения.

II. Пересказ содержания стихотворения с опорой на графические символы

Тогда, в помощь ребенку, мы предлагаем графические символы по сюжету стихотворения, которые необходимо выложить в правильной последовательности согласно тексту произведения. В случае затруднений мы помогаем ребенку вспомнить порядок появления персонажей в тексте. Затем ребенок, опираясь на графические символы пересказывает сюжет в повествовательной форме. Учитель-логопед задает ребенку уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость, что позволяет сделать рассказ более полным и способствует построению развернутых предложений. При этом ребенок вспоминает реплики персонажей или учитель-логопед подводит ребенка к их воспроизведению (может поинтересоваться у ребенка, о чем спросил конкретный персонаж, а что ему ответил другой персонаж, интонационную выразительность которых можно сразу отработать.

В ходе совместной работы учителя-логопеда и ребенка над пересказом текста немаловажное значение отводится лексике и грамматически правильному оформлению речевого высказывания. Умение верно выражать мысль лексическими и грамматическими средствами языка способствует успешному формированию речевой коммуникации дошкольников и, в дальнейшем, младших школьников.

Кроме того, данный игровой прием позволяет, в ходе пересказа ребенком, осуществлять отработку поставленных и автоматизируемых звуков, а также их дифференциацию с другими звуками в предложениях. Воспринимает ребенок данную задачу как необходимую составляющую игры, а не рутинное упражнение и делает с большим старанием.

Первую картинку, которую находит ребенок является отправной точкой в дальнейшем построении и развертывании сюжета. Наибольшие сложности возникают у детей в определении порядка следования персонажей в середине сюжета. Дети запоминают персонажей, но не фиксируют внимания на очередности появления в тексте. Как только ребенок начинает рассказывать, происходит актуализация образов персонажей и их появление в тексте, он исправляет ошибки в выложенном ряде графических символов.

III. Усложнение задачи: нарушение цепочки графических символов

Далее мы усложняем игровой прием, нарушая цепочку графических символов. Благодаря тому, что была осуществлена предварительная работа о порядке следования символов согласно сюжету текста, многие справлялись с задачей. Когда мы предлагаем ребенку вспомнить и рассказать текст в стихотворной форме, он без затруднений вспоминает стихотворение и воспроизводит его. У нас не стояла задача непосредственного разучивания стихотворения, тем не менее дети, благодаря комплексной работе учителя-логопеда запоминали его содержание.

Игровой прием с использованием наглядного материала в виде графических символов способствует формированию у ребенка социальных представлений: об образе персонажа, его эмоциональном состоянии, поведении и взаимодействии с другими персонажами, а также возникновению ассоциативных связей. Ассоциативные связи, в свою очередь стимулируют установление смысловых связей: причина и следствие; активизируют словесно-логическое мышление. Посредством графических символов ребенок учится кодировать и декодировать текст литературного произведения (стихотворение, сказка, рассказ).

Эффективность данного игрового приема заключается в том, что он позволяет успешно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи (осуществлять анализ произведения, развивать символическую способность, ассоциативное и словесно-логическое мышление, автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать навыки монологической и диалогической речи).

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом» В период летних отпусков детский сад все же остается местом, образовательная деятельность в котором, в любых ее проявлениях, не прерывается.

Коллективная работа с использованием техники квиллинга по мотивам произведения Ю. Яковлева «Умка»Коллективная работа с использованием техники квиллинга по мотивам произведения Ю. Яковлева «Умка» Цель: создание общей композиции по художественному произведению. Задачи: - закреплять навыки работы в технике квиллинга; - применять приемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа с детьми с ТНР на материале литературного произведения С. Михалкова «Комар-комарец»
Опубликовано: 7 января 2025 в 21:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа с детьми с ТНР на материале литературного произведения С. Михалкова «Комар-комарец»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Ряховская (УИ 2044715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД