Диана Ряховская
Логопедическая работа с детьми с ТНР на материале литературного произведения С. Михалкова «Комар-комарец»
▼ Скачать + Заказать документы
Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной категории "Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на образовательном материале литературного произведения С. Михалкова "Комар-комарец"
Литературное произведение - это богатый материал для развития речи дошкольников. Особенно в этом помогают стихотворные тексты. Логопедическая работа с детьми включает в себя много направлений работы: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, отработка слоговой структуры слова, развитие лексико-грамматической, просодической и связной речи. Выбрав необходимое литературное произведение можно смело использовать его в логопедической работе, развивая тот или иной компонент речи. Реализация поставленной цели и задач осуществляется посредством игровых методов и приемов, которые являются авторскими.
Взяв за основу литературное произведение С. Михалкова "Комар-комарец", были применены графические символы (они являются разработкой автора) по сюжету стихотворения.
Цель: развитие навыка связного речевого высказывания.
Задачи:
1. Обучение навыку составления пересказа текста в повествовательной форме с опорой на графические символы.
2. Автоматизация и дифференциация звуков на уровне предложения.
3. Развитие ассоциативного и логического мышления, символической способности.
Принцип игры:
Логопед рассказывает ребенку стихотворение, используя иллюстрации в книге. Затем с целью осмысления содержания стихотворного текста и развития связного речевого высказывания, просим ребенка рассказать о чем говорится в стихотворении. Если ребенок затрудняется, то логопед предлагает ему пересказать текст с опорой на графические символы.
Логопед предлагает ребенку исправить цепочку из графических символов согласно сюжету стихотворения и пересказать текст в повествовательной (в дальнейшем можно и в стихотворной форме, отрабатывая диалоги персонажей).
I. Пересказ содержания стихотворения своими словами
После знакомства с произведением и проведения беседы по его содержанию, на индивидуальном логопедическом занятии мы предлагаем ребенку вспомнить данное произведение и пересказать его содержание своими словами. Обычно рассказ представляет собой обрывочные фразы с разорванным сюжетом. Сам рассказ не отражает полноценно сути произведения.
II. Пересказ содержания стихотворения с опорой на графические символы
Тогда, в помощь ребенку, мы предлагаем графические символы по сюжету стихотворения, которые необходимо выложить в правильной последовательности согласно тексту произведения. В случае затруднений мы помогаем ребенку вспомнить порядок появления персонажей в тексте. Затем ребенок, опираясь на графические символы пересказывает сюжет в повествовательной форме. Учитель-логопед задает ребенку уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость, что позволяет сделать рассказ более полным и способствует построению развернутых предложений. При этом ребенок вспоминает реплики персонажей или учитель-логопед подводит ребенка к их воспроизведению (может поинтересоваться у ребенка, о чем спросил конкретный персонаж, а что ему ответил другой персонаж, интонационную выразительность которых можно сразу отработать.
В ходе совместной работы учителя-логопеда и ребенка над пересказом текста немаловажное значение отводится лексике и грамматически правильному оформлению речевого высказывания. Умение верно выражать мысль лексическими и грамматическими средствами языка способствует успешному формированию речевой коммуникации дошкольников и, в дальнейшем, младших школьников.
Кроме того, данный игровой прием позволяет, в ходе пересказа ребенком, осуществлять отработку поставленных и автоматизируемых звуков, а также их дифференциацию с другими звуками в предложениях. Воспринимает ребенок данную задачу как необходимую составляющую игры, а не рутинное упражнение и делает с большим старанием.
Первую картинку, которую находит ребенок является отправной точкой в дальнейшем построении и развертывании сюжета. Наибольшие сложности возникают у детей в определении порядка следования персонажей в середине сюжета. Дети запоминают персонажей, но не фиксируют внимания на очередности появления в тексте. Как только ребенок начинает рассказывать, происходит актуализация образов персонажей и их появление в тексте, он исправляет ошибки в выложенном ряде графических символов.
III. Усложнение задачи: нарушение цепочки графических символов
Далее мы усложняем игровой прием, нарушая цепочку графических символов. Благодаря тому, что была осуществлена предварительная работа о порядке следования символов согласно сюжету текста, многие справлялись с задачей. Когда мы предлагаем ребенку вспомнить и рассказать текст в стихотворной форме, он без затруднений вспоминает стихотворение и воспроизводит его. У нас не стояла задача непосредственного разучивания стихотворения, тем не менее дети, благодаря комплексной работе учителя-логопеда запоминали его содержание.
Игровой прием с использованием наглядного материала в виде графических символов способствует формированию у ребенка социальных представлений: об образе персонажа, его эмоциональном состоянии, поведении и взаимодействии с другими персонажами, а также возникновению ассоциативных связей. Ассоциативные связи, в свою очередь стимулируют установление смысловых связей: причина и следствие; активизируют словесно-логическое мышление. Посредством графических символов ребенок учится кодировать и декодировать текст литературного произведения (стихотворение, сказка, рассказ).
Эффективность данного игрового приема заключается в том, что он позволяет успешно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи (осуществлять анализ произведения, развивать символическую способность, ассоциативное и словесно-логическое мышление, автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать навыки монологической и диалогической речи).