Елена Яковенко
Коррекционная работа учителя-логопеда посредством здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа учителя-логопеда через здоровьесберегающие технологии.
Слайд 2
Актуальность: Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также одна из приоритетных задач - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Оценка физического развития показывает, что большинство детей развивается гармонично, однако в последнее время отмечается снижение гармоничного развития и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Ещё более остро стоит проблема со здоровьем детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Речевая патология существует не сама по себе, изолировано. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: внимание неустойчиво, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, координация движений нарушена дети плохо понимают и слышат, соответственно хаотичны их движения. Слайд3 Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы, так как дети, имеющие речевую патологию, – это дети с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов и часто болеющие. Некоторые имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушение дыхания. Среди воспитанников есть гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Поэтому в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, которые позволяют мне работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью воспитанников, а помогают оптимизировать процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению и укреплению всего организма ребенка.
Публикация «Коррекционная работа учителя-логопеда посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Слайд 4
У детей-логопатов при этом происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышение работоспособности, уверенность в себе;
- стимулирование двигательных функций;
- снижение утомляемости;
- улучшение пространственных представлений;
- развитие дыхания и артикуляционного аппарата;
- стимулирование речевой функции;
- улучшение соматического состояния.
Слайд 5
В своей практической деятельности применяю традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии для сохранения и развития физического и психического здоровья :
1. артикуляционная гимнастика
2. кинезеологические упражнения
3. пальчиковая гимнастика
4. Су – Джок терапия
5. дыхательная гимнастика
6. развитие мелкой моторики
7. физкультминутки
Подбор различных здоровьесберегающих технологий осуществляю в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.
Слайд 6
1. Артикуляционная гимнастика
Это важная и неотъемлемая часть логопедической работы. Регулярное выполнение способствует кровоснабжению артикуляционных органов и их иннервацию, уменьшается спастичность (напряж нность, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата их подвижность и дифференцированность движений для успешного участия в речевом процессе. Вс это способствует быстрой постановке звуков и дальнейшей их автоматизации. Продолжительность гимнастики зависит от возможности воспитанников, как правило, не более 5 минут.
Слайд 7
2. Кинезеологические упражнения
Этот комплекс применяю для воспитанников на индивидуальных занятиях. Применение кинезеологических упражнений способствует развитию точности движений пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое, развитию межполушарных взаимодействий, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, улучшению мыслительной деятельности, внимания, памяти, снижению утомляемости. Упражнения позволяют выявить скрытые способности реб нка и расширить границы возможностей его мозга. Использую упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос-хлопок» и готовые заводские игры. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Слайд 8
3. Пальчиковая гимнастика
развивает мелкую моторику рук, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Это пальчиковые игры с мелкими предметами, со стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый алфавит. Массаж и самомассаж рук природным материалом (шишками).
Слайд 9 -10
4. Су – Джок терапия
Во время проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа рук я использую элементы Су Джок-терапии. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, осуществляю при помощи различного материала: колючих шариков, массажных мячиков, колючих перчаток, шишек. Растирание ногтевых пластин, кончиков пальцев (особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека) при помощи металлических пружинок мы стимулируем созревание нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга,так же развивается межполушарное взаимодействие, иннервация речедвигательных анализаторов, развитие речи, внимание, память, образное и абстрактное мышление и мелкая моторика. Су Джок-терапия – это эффективный, безопасный и простой метод, который в логопедических целях активизирует развитие реб нка, а также благоприятно влияет на весь организм.
Слайд 11-12
5. Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики использую в индивидуальной работе и как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. У воспитанников возрастает объ м и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Работа над дыханием это профилактика простудных заболеваний. Для правильной, плавной речи обучаю воспитанников правильному диафрагмально-речевому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания). Развиваю такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность, глубина вдоха и плавность длинного выдоха. Во время индивидуальных занятий и подгрупповых использую игры «Забей мяч в ворота», «Подуй в трубочку, «Сдуй пушинку, бабочку, листик» и т. п.
Слайд 13
6. Развитие мелкой моторики
Это игры с мозаикой, шнуровкой, пуговицами, графические диктанты и упражнения, обводка шаблонов и штриховка изображений и т. д.
Слайд 14
8. Физкультминутки
Проведение физкультминуток – обязательная часть непосредственно образовательной деятельности. Е проведение способствует укреплению больших групп мышц, снижает утомление и повышает умственную работоспособность детей на занятии. Снимает усталость и напряжение, вносит эмоциональный заряд, совершенствует общую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывает темп и ритм речи. Комплексы физкультминуток проводятся согласно лексической теме недели. Провожу в игровой форме в середине занятия.
Слайд 15
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе дают положительный результат:
• повышение работоспособности, выносливости
• развитие психических процессов
• формирование двигательных умений и навыков
• развитие общей и мелкой моторики
• повышение речевой активности