Наталья Ахметшина
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров».
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеро
в».[/b]
Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна
МБДОУ «ДС «Солнышко», ЯНАО, п. Ханымей.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность.
Темочки:
- Массажеры своими руками для детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Год за годом количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми и не в силу своей не профессиональности, а скорее всего в силу быстро сменяющихся темпов требований, специальных знаний, технологий с особыми детьми. Но в тесном взаимодействии всех специалистов и педагогов ДОУ в зависимости от нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением дефекта и его последствий. Работа ведется с учетом индивидуальных качеств ребенка, его особенностей, которые направляются на формирование навыков самостоятельности, самообслуживания, труда и культурно-гигиенических навыков. Причем, следует всегда помнить, что воспитание и обучение таких детей требует особого деликатного и тактичного отношения окружающих к их проблемам, и не в коем случае не заострять внимание на дефекте. Не мало важно зародить оптимизм и уверенность не только у ребенка, но и у его родителей.
Ещё в 2011 году в нашем ДОУ насчитывалось всего два ребенка с ОВЗ, на сегодняшний день их уже 10 человек. В нашей группе комбинированного вида 4 ребенка с ОВЗ, причем все четверо нуждаются в коррекции речевых дефектов. В нашей работе с детьми ОВЗ мы используем традиционные методы и приемы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами Т. Б. Филичивой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищеевой, Л. И Плаксиной, Л. А Паромоновой и др. А для достижения положительной динамики так же используем в коррекционной работе дополнительные средства, которые обеспечивают здоровьесберегающую направленность педагогичексого процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребенка. Такие методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, которые становятся для ребенка познавательной, не навязчивой игрой-занятием, что немало важно для его развития. Весь процесс идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде.
Так как, для детей с ОВЗ характерны различные речевые патологии, нарушений общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни дети - гиперактивные, порой даже агрессивные, другие наоборот – пассивные, вялые, что обуславливается слабой нервной системой, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, поэтому нетрадиционные методы используем во всех направлениях.
Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками (проводятся индивидуально с каждым ребенком с ОВЗ) используем различные виды массажа.
Очень детям нравятся игры с природными массажерами:
• Шишки еловые, сосновые, кедровые и др.
• Березовые чурочки с корой
• Кора деревьев
• Ребристые деревянные палочки
• Желуди, каштаны, орехи, сливовые, абрикосовые. финиковые косточки и т. т.
• Горох целый, дробленый, фасоль
• Ракушки (морские и речные)
• Песок, камешки
• Вода
Природные массажеры помогают:
• Развитию мелкой моторики
• Укреплению мышц кисти руки
• Расслаблению мышц руки
• Формированию согласованных движений рук
• Чередованию движений левой и правой рукой
• Обучению выполнению элементов самомассажа
• Развитию речи, памяти, внимания, мышления
• Развитию межполушарного взаимодействия
• Развитию межполушарной специализации
• Синхронизации работы полушарий
• Профилактики дисграфии и дислексии
Обязательный алгоритм деятельности входят:
• Развитие дыхания
• Гимнастика для глаз
• Мимические упражнения
• Развитие мелкой моторики рук
• Работа со стопой
• Развитие общих движений
• Артикуляционная гимнастика
Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками используем как во время занятий, так и в индивидуальной работе с ребенком различные виды массажей.
К нетрадиционным видам можно отнести методику А. Уманской, К. Динейки, Л. Б. Баряевой. Игровые массажи и самомассажи всегда интересны для детей, даже для не очень говорящих, потому что они всегда смогут повторить не затейливые движения с первого раза. Причем не стоит забывать об эмоциональном окрасе со стороны педагога не только голосом, но и мимики, что обычно поддерживает интерес детей к игре.
Обучая детей, педагог должен каждый прием показать на себе и комментировать его, а так же вместе с ребенком (рука в руке, чтобы у него появилось ощущение на действие рук на определенную фразу или интонацию). Самомассаж проводится в игровой форме.
Например:
«Ручки вдруг пощли гулять…» (поворачиваем кисти рук и шевелим пальчиками)
Надо носик поискать!
Вот он носик- наш курносик, подышать он нас попросит (нащупываем нос и делаем несколько глубоких, затем быстрых вдоха и выдоха)
Ручки вдруг пошли гулять! Надо глазки поискать! (снова поворачиваем кисти рук и шевелим пальчиками)
Глазки мы свои погреем, (закрываем глаза ладонями, греем)
мы посмотрим вправо, влево (движения глазами вправо- влево)
и пойдем гулять скорее! (сначала пальчики прикладываем к глазкам, затем – ладошкой, греем)
Ручки вышли погулять,
надо лобик поискать, (снова поворачиваем кисти рук и шевелим пальчиками)
Мы погладим лобик наш, очень умный он у нас (поглаживающие движения пальцами и ладонями рук)
Ручки вышли погулять, надо щёчки поискать! (снова поворачиваем кисти рук и шевелим пальчиками)
Щечки наши хороши, мы их любим от души (сначала легкие похлопывания, затем поглаживание щёк)
Нагулялись наши ручки? Нет? (поворот кистей рук в разные стороны)
А где же наши ушки!
Вот они нашлись, друзья!
Мы потрогаем слегка, с ними поиграем (массируем уши сначала ладонями, затем начиная с мочки массируем полностью).
Ручки наши погуляли и немножечко устали (медленные повороты кистей рук, легонько «отряхиваем» руки)
При помощи «природных массажеров» ребенок массирует кисти рук, пальцы, запястья, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такие массажи с корой, шишками, горохом и т. д. стимулирует речевое развитие ребенка, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Игра с шишкой.
Взяли шишку в руки, мы не знаем скуки,
Вот она какая, такая не простая,
Мы её покрутим, в ладонях покатаем,
Ты не бойся шишка, мы с тобой играем!
Раз, два, три, четыре, пять.
Шишку будем мы вращать!
Шишку будем мы вращать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Еловая шишка колет ладошки,
Но, мы поиграем с нею немножко.
Игры с горохом и фасолью – можно придумать в виде какой- нибудь сказки, например, «Как звери искали волшебный шар (шар заменяем [/i]бусинокй, которую дети «шагая» фигурками животных должны проделывая дорожки из гороха искать этот шар», или игра «Пальчики шагают» (двумя пальчиками ребенок «шагает» в указанных ему направлениях так же закрепляем еще и ориентирование «право-лево», «вперед-назад»)
Можно поиграть с горохом и фасолью, если емкость глубокая, то просто ребенок опуская руки старается как можно больше набрать гороха, так же можно пересыпать горох в разные по объему емкости, придумывая разные игровые ситуации, детям очень нравится что-нибудь искать, и сколько радости когда это им удается.
Игра с ребристыми деревянными палочками.
(роль деревянной палочки я заменила деревянными бигудями, так же можно не очень мелкой плотной веткой дерева)
Палочку кручу, верчу,
Поиграть я с ней хочу!
Взад- вперед катаю я,
Палочку волшебную,
Сильно палочку верчу,
И тепло ладошкам,
Не устала ты ещё?
Отдохни немножко!
Игры с корой - очень благоприятно воспринимается детьми за счёт необычной, шершавой природной поверхности коры, да ещё и в речевом сопровождении.
Игры с морскими и речными ракушками так же интересны детям, которые тоже по-разному можно обыграть.
Игры с камнями.
В руки камешек возьму (берем в руки камешек и сжимаем)
И сожму скорее,
Поиграть я с ним хочу (пе
екладываем камень из одной руки в другую)
И в руках погрею. (камень прячем в ладонях, дышим на него «греем»)
Подержу в одной руке, (перекладываем из одной руки в другую)
Положу - в другую; (перекладываем из одной руки в другую)
И ладошкой проведу, (держа камешек в одной ладони, сверху гладим другой)
Пальчиком поглажу (поглаживание поверхность камешка пальцами)
И какой он расскажу, (активизировать речь ребенка: гладкий, скользкий, тяжелый и др.)
Так же применяю в работе с детьми металлические массажные мячики и кольца «Су-джок». «Су-джок» - терапия, последнее достижение восточной медицины, которым может овладеть каждый и это эффективно, безопасно и просто.
Тактильные и эмоциональные ощущения, мелкая моторика, восприятие развиваются в детской игре, а знания, умения, получаемые в игре, помогают детям ориентироваться в окружающем мире и идти на контакт.
Игра с мячиком
«Ёжик» прячется в ладошке. (прячем в одной руке)
Хочет «ёжик» в убежать (перекладываем из одной ладони в другую
ладонь)
А теперь другой ладошкой
Будем мы его держать, (сжать двумя руками)
Веселый счёт.
«Ёжик» в руки нужно взять, (берем в руки
массажный мяч)[/i [IM
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
G]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-249423-1477418653.jpg[/IMG]
Использование такого массажа очень привлекает детвору, (потому что они ещё и магнитятся) и способствует повышению эмоциональной, физической и умственной работоспособности. Дает возможность перехода на другой уровень активности.
Особое значение занимают так же сказкотерапия, тестотерапия, рисование, конструирование и др. Все эти методы и технологии не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению детского организма. Могут быть применены, как в виде самостоятельных занятий, так в индивидуальных и групповых. Подобные упражнения можно рекомендовать родителям для игр с ребенком дома, для этого провожу мастер-классы, подбираю картотеку игр и упражнений, массажный материал для не - традиционных технологий при логопедическом воздействии при тесной взаимосвязи с логопедом и психологом ДОУ. Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, укрепление здоровья детей, через индивидуальный подход к преодолению нарушений. Необходимые условия коррекционной работы: целенаправленность и системность. А совокупность применения нетрадиционных и традиционных средств коррекции помогают овладеть ребенку необходимыми речевыми навыками и умениями, а так же благоприятно влияет на положительное развитие эмоционального благополучия ребенка.