Анастасия Бондарева
Коррекционная работа с детьми над звуками [Ж] и [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми.
Коррекционная работа c детьми подразумевает деятельность педагогов направленную на максимальное устранение нарушений (отклонений от нормы) ребенка. Нарушения могут быть как интеллектуальные так и физические но чаще нарушения интеллекта сопровождают физические отклонения а нарушения функций жизнедеятельности организма сопровождают нарушения в развитии личности так что чаще всего нарушения интеллекта и физические отклонения приходится корректировать в комплексе, что еще больше усложняет работу педагогов и врачей. В нашем конкретном случае мы рассматриваем работу по коррекции произношения. Эта работа предполагает целенаправленное воздействие на организм с целью исправления неправильного произношения звуков родного языка, а вследствие и избежании ошибок в разговорной речи, на письме, в построении предложений, устранение лого фобий (страха в общении со сверстниками и взрослыми) ,которые могут возникнут на фоне дефектов речи у ребенка. Ребенок учится слышать и различать звуки родного языка в процессе логопедических занятий и коррекционной помощи воспитателей и, музыкального руководителя ДОУ, психолога, учителя физкультуры. Развивается его слуховое внимание, слуховая память звука, а на этом и базируется правильное произношение всех фонем родного языка. Только изначально, научившись слышать и различать звуки, ребенок сможет правильно их употреблять в речи и речевом общении. Для этого разработана целая система занятий и взаимодействий, оформлены речевые уголки в группах со специальными играми и материалом, педагоги и воспитатели тесно взаимодействуют между собой. В логокабинете есть картотека игр направленных на улучшение речевого слуха и вся логопедическая работа начинается именно с этого момента, постепенно подключая и постановку звуков и формирование правильной артикуляции и мелкой моторики развитие, а так же грамматику построения предложений. Особое внимание хочется уделить и пополнению словаря детей, он обогащается и значительно растет с каждым годом пребывания в специализированной группе детского сада. Это база для формирования полноценной личности, не имеющей проблем в речевом общении. В нашем детском саду дети приемущественно с ОНР (Общее недоразвитие речи) но разных уровней, от 1 до 3. Это достаточно сложное нарушение в результате которого страдает не только произношение звуков родного языка но и вся структура речи. Дети как правило не обладают достаточным словарным запасом, а часто имеют совсем примитивный словарь не соответствующий возрастным нормам, дети бывают ослаблены физически со слабым здоровьем, часто болеющие. Не редки случаи заикания и возникнуть оно может не только на генетической базе но и от элементарной бедности словаря, не умении высказаться и вступить в полноценный диалог. Часто элементы заикания возникают на фоне быстрого набора информации и это тоже требует специальной коррекционной работы и такие дети требуют особого внимания. Часты у детей этой группы и нарушения строения речевого аппарата такие как сокращение подъязычной связки, не правильный прикус (прогнатия или прогения, неправильный рост зубов, структура языка (слишком большой, слишком маленький, реже лицевые аномалии, высокое готическое небо, бывают и полное отсутствие роста зубов, часты отиты, риниты, адыноиды очень частые спутники детей с ОНР. Все это существенно затрудняет коррекционную работу с ребенком и требуется помощь медицинских работников. Поэтому логопед в постоянном контакте с медсестрой для уточнения диагнозов, с медицинским логопедом района, куда дети направляются, если проблема постановки звуков и коррекции речи не решается на базе сада. Так же логопед направляет детей к специалистам медицинских организаций таким как Ортодонт, стомоатолог,лор, невролог. Дети очень часто имеют и психологические проблемы, проблемы в общении, что пораждает серьезное нарушение речи. Дети нуждаются в работе с психологом а психолог работает в тесной связке с логопедом и воспитателями. Большая роль уделяется контакту с семьей ребенка с ОНР. Родителям на собраниях и консультациях объясняется проблема и методы и средства борьбы с ней. У логопеда обязателен в графике день консультаций для родителей на которые родители приглашаются специально и могут сами приходить по желанию. Воспитатели и психолог тоже консультативную работу ведут постоянно. Родители главные помощники в устранении неправильного произношения детей, ведь большую часть жизни они проводят с детьми, следовательно имеют возможность уточнять произношение, корректировать его но для этого они должны быть вооружены знаниями, которые им дает педагог ДОУ в процессе консультаций. Коррекционная работа будет идти очень медленно если родитель не осведомлен о проблеме и не способствует ее устранению. Дети набираются на 2 полных года обучения по итогам ПМПК, ходатайствует о котором заведующий МДОУ на основании заявлений родителей, законных представителей. В состав комиссии включены медицинские сотрудники и логопеды, заведующий МДОУ и председатель комиссии. Не все дети могут пройти комиссию, наиболее нуждающиеся, имеющие болнее тяжелые нарушения речи набирабтся в первую очередь. Родители тоже могут по желанию присутствовать на комиссии и контролировать процесс зачисления ребенка или получить основательную консультацию по поводу отказа от логогруппы, такие отказы тоже возможны. Дети набираются одного возраста примерно Комиссия и набирает группу с наиболее тяжелыми нарушениями речи для последующей коррекционной работы и в процессе работы корректируется звукопроизношение, слуховое внимание, грамматический строй речи, моторика руки, фонетический слух развивается, дети учатся грамотно строить предложения, пополняется максимально их словарный запас, который у детей с ОНР очень не богат. Все это помогает ребенку грамотно развиваться, общаться со сверстниками и взрослыми, помогает и в дальнейшем обучении Коррекционная работа осуществляется всеми педагогами в совместном взаимодействии- но основную роль на себя берут логопед и воспитатели логопедической группы. Логопед проводит коррекционную работу на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, воспитатель на занятиях, в бытовых моментах и на коррекционном часу по вечерам.
Публикация «Коррекционная работа с детьми над звуками [Ж] и [Ш]» размещена в разделах
Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения и автоматизации звуков. Цель: «Добиться правильного произношения звуков «Ш» «Ж» в речи. Задачи: 1. Формирование правильной дифференциации звуков «»Ш» «ж» в слогах, словах и текстах. 2Развитие мелкой моторики и формирование правильной артикуляции. 3Формирование слухового внимания и навыков звукового анализа. 4Обагащение словаря детей.
Фрагмент логопедического занятия в подгруппе для детей с ОНР. «Автоматизация шипящих звуков в речи Ш Ж».
1. Дыхательная гимнастика, упражнения для выработки правильной воздушной струи, гимнастика для губ и язычка.
Дети поочередно проделывают известные им упражнения для язычка (Грибок, Лошадка цокает, Чашечка,) Проделываем дыхательные упражнения вместе с логопедом.) 1. Язычок поднимаем за верхние резцы и выталкиваем воздух, вновь набираем носом, выдыхаем ртом. 2. Пропеваем гласные звуки на выдохе. (см. Большой логопедический учебник)
2. Сообщение темы занятия. Произношение тренируемых звуков. (появляются гости Жучек и Змейка)
Сегодня, ребята, мы вместе со Змейкой и Жуком будем тренировать наш язычок, будем учится произносить звуки Ш и Ж и слышать разницу между ними. Давайте попробуем.
ш___
ж___
А теперь произнесем звук Ш очень тихо, а теперь громко! Теперь произнесем Ж тихо тихо как мышки, а теперь средне, теперь громко!
Вдохнули носом и пошипели! Теперь вдохнули и пожужжали! А теперь произносите тот звук, который произносит герой появивиийся из-за стола! (Поочередно появляются то змейка, то жук). Давайте посмотрим как мы располагаем наш язычок для произношения этих звуков.! Логопед подробно описывает как ведут себя губы, язык, зубки при произношении звкуов Ш и Ж.
3. Игра «Найди звук». Ш Ж всегда твердые звуки! У них нет мягкой пары! На доске дети с помощью магнитов закрепляют картинки под буквами. Закрепляя картинку ребенок проговаривает слово делая акцент на звук тренируемый.
4 Соотнесение звука и буквы. Звуковой анализ. Ш Ж. Детям даны слоги Ша Жа, дети переписывают их в тетрадь и выполняют звуковой анализ слогов. Уточняется, что звуки мы слышим а буквы записываеи. Ш Ж это согласные звуки, они не имеют мягкой пары, в звуковом анализе они обозначаются синим цветом. И только синим!
5. Игра «Найди слова со звуками Ш и Ж в картине»
На доске картина, детям дается время для ее рассмотрения и уточняется, что слова потерялись, нам нужно выбрать фрагменты в названии которых есть Ш или Ж. Наши любимые звуки! Нужно поставить магнитик на картинку с заданным звуком. Поочереди дети подходят к картине и ставят магнитики своего цвета, если ребенок затрудняется, он пропускает ход. Побеждает ребенок чьих магнитов больше на картине. Поставив магнитик,дети говорят предложенную конструкцию предложения…. Я НАШЕЛ НА КАРТИНЕ___ (голосом выделяя звук Ш или Ж).
6. Подведение итога занятия. Читается стихотворение. Какие звуки слышатся в нем чаще других?. Это звуки гласные или согласные? Какая у них особенность? Как нам нужно поставить язычок, что бы верно произносить эти звуки?
На базаре еЖик накупил сапоЖек! СапоЖки по ноЖке-себе, помньШе немноЖко-Жене,
СпряЖками-сыну, с застеЖками-дочке! Все улоЖил в меШочке.