Светлана Попова
Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение на удлинение речевого выдоха:
Упражнение «Свеча»
Представьте, что пальцы – это свечи. Надо «задуть свечи», дуя на пальцы. В результате нужно добиться того, чтобы дыхания хватило на все 10 «свечей» (пальцев).
Упражнение «Фраза»
Сделав полный вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов.
Например:
- Звери.
- Звери впадают в спячку.
- Звери впадают в спячку зимой.
Публикация «Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи» размещена в разделах
Упражнение «Шарик»
Сделать медленный плавный вдох, «надув живот», затем выдохнуть, плавно «втянув живот». Выполнить 5 раз.
Упражнение «Лесоруб»
Мы приехали в деревню. Рубим дрова «топором», приговаривая: «Ух! Ух!» (на выдохе). Выполнить 3 - 5 раз.
Развитие темпо - ритмической стороны речи
Упражнение для закрепления воспроизведения детьми словесного ударения
Детям предлагается произнести слова на любую тематику с одновременным «прохлопыванием» ритмического рисунка слова. На ударный слог выполняется хлопок в ладони, на безударный - хлопок по верхней части ног. Сначала упражнение выполняется сопряжено со взрослым, затем - отраженно.
Упражнение на закрепление умения делить слова на слоги и находить ударный слог
Детям предлагается произнести слова на определенную тематику с одновременным «прохлопыванием» ритмического рисунка слова. На ударный слог выполняется хлопок в ладони, на безударный - хлопок по верхней части ног. Упражнение выполняется сопряжено со взрослым, затем - отраженно.
Речевой материал:
Дождь, град.
Ту-ча, о-сень.
Де-ре-вья,
Упражнение «Машина»
Детям предлагается превратиться в «машину» и «покататься», произнося слоги в разном темпе.
Машина отправляется: би, би, би (очень медленно).
Машина набирает скорость: би-би, би-би (быстрее).
Машина быстро едет: би-би-би-би (со значительным увеличением темпа речи).
Игра «Молоток»
Детям предлагается «забить гвозди» - отстучать удары кулаком по поверхности стола. Воспроизвести предложенные ритмические серии простых ударов: // // //, // // // //, /// ///.
Развитие силы голоса
Игра «Дождик»
Предлагаем детям подражать капанию дождя, изменяя силу голоса и темп речи.
Начинается тихий дождик -
Кап. Кап (тихо, медленно).
Кап, кап (быстрее).
Кап-кап-кап (очень быстро).
Дождь усиливается, громко стучит по крышам:
Кап!
Кап-кап!
Кап-кап-кап!
Игра «Эхо наоборот»
Взрослый называет предмет одежды громко, ребенок повторяет это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо; затем взрослый называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо, ребенок – без этого суффикса и громко.
Например:
Взрослый: куртка (громко).
Ребенок: курточка (тихо).
Взрослый: носочки (тихо).
Ребенок: носки (громко).
Упражнение «Кто как голос подает»
На картинке изображены: медведь, овца, котенок.
Котенок мяукает «Мяу-мяу» (с повышением голоса, жалобно).
Овца блеет: «Бе-е-е» (голосом средней высоты).
Медведь ревет: «0-о-о» (с понижением голоса, грозно).
Упражнение «Сосчитай животных»
На картинке изображены 5 животных (размер их последовательно увеличивается: еж, заяц, лиса, медведь, слон). Сделать полный вдох через нос, на выдохе – посчитать животных (прямой счет до 5-ти) с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру животных на картинке). Затем сосчитать животных с уменьшением силы голоса.
Развитие мелодико-интонационной стороны речи
Упражнение на развитие понимания интонации (основного тона высказывания)
На картинке изображены два круга с нанесенными на них пиктограммами, символизирующими радость и печаль. Нужно рассмотреть круги и найти отличия. Затем взрослый произносит весело фразу: «Наступила зима!». Дети выбирают пиктограмму, соответствующую тону интонации. Далее та же фраза произносится печально, и дети выбирают соответствующую пиктограмму.
Упражнение на развитие интонационной выразительности речи:
Детям предлагается произнести высказывания с повествовательной интонацией (сопряжено со взрослым, затем - отраженно). При произнесении повествовательных предложений следует добиваться небольшого понижения голоса в конце высказывания. Кроме того, нужно сопровождать эту интонацию движением руки вниз.
Речевой материал:
Осень. Дождь. Мы гуляем под зонтом.
Детям предлагается произносить высказывания с утвердительной интонацией (сопряжено со взрослым, затем отраженно). При произнесении высказываний следует добиваться выделения интонационного центра значительным понижением голоса. Кроме того, нужно сопровождать эту интонацию движением руки вниз.
Речевой материал:
Это – огурец. Это – помидор. Это – кабачок. Это – овощи.
Взрослый предлагает детям повторить предложения, меняя вопросительную интонацию на повествовательную и наоборот.
Например: Зима пришла? – Зима пришла.
Снег идет? – Снег идет.
Мы играем в снежки? – Мы играем в снежки.
Взрослый предлагает детям повторять сопряжено, а затем отраженно восклицательные высказывания на материале словосочетаний. Движение тона голоса наверх сопровождается соответствующим движением руки.
Например: Настало весна! Природа проснулась! Чудесные ароматы витают в воздухе!