Ольга Кряж
Логопедическая игра «Сколько малышей?» для детей старшего дошкольного и возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять, идентифицировать и дифференцировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам. Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.
Публикация «Логопедическая игра „Сколько малышей?“ для детей старшего дошкольного и возраста» размещена в разделах
Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.
Дидактическая игра «Сколько малышей» предоставляет следующие возможности:
• привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;
• автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах пяти, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь;
• дифференцировать звуки ([С-Ш], [Ж-З], [Л-Р], [Ч-Щ-Т’-С’], [Ж-Ш], [С-З-Ц], [С-Ш-Ж-З]).
• закрепить у детей знания о названиях детёнышей животных;
• осваивать операции анализа и синтеза;
• развивать простейшие мыслительные операции;
• формировать зрительную, тактильную, слуховую память.
Игра состоит из карточек, на которых изображены детёныши различных животных в количестве один, два и пять.
Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребёнку самостоятельно оценивать правильность своих действий.
Актуальность:
Основные достоинства дидактической игры «Сколько малышей» заключаются в следующем:
• Красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;
• Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;
• Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;
• Пособий по дифференциации оппозиционных звуков разработано недостаточно;
• Дидактическая игра «Сколько малышей» может быть рекомендована для работы на логопедических занятиях и дома.
Примерный ход игры – занятия по дифференциации звуков
[Ч], [Т’], [Щ], [С’].
Детям вперемешку раздаются по три картинки, на которых изображены 1, 2 или 5 детё нышей животных: щенки, котята, гусята, зайчата и т. д. (по количеству играющих). В ходе игры каждому ребёнку нужно собрать картинки с одним видом животных, в названии которых есть заданный звук. Например, тот, у кого есть картинка с одним щенком, говорит:
- У меня один щенок, мне нужны два щенка и пять щенят.
Ребёнок, у которого, например, один котёнок, два щенка и пять котят, отвечает:
- Возьми себе двух щенков, а мне нужны два котёнка и пять котят.
Ему отдают нужную картинку. Игра идёт по кругу.