Наталья Павлова
Коррекция звукопроизношения детей с речевым недоразвитием на основе здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания важная задача педагогики. Здоровьесберегающие технологии являются приоритетными в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с речевым недоразвитием.
В связи с этим был разработан алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения посредством здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Коррекция звукопроизношения детей с речевым недоразвитием на основе здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коррекционная работа по формированию звукопроизношения включает четыре этапа:
I. Подготовительный этап.
II. Постановка звука.
III. Автоматизация звука
IV. Дифференциация звуков.
Для каждого этапа работы над звуком были подобраны и апробированы здоровьесберегающие технологии, разработаны методические рекомендации.
В выборе здоровьесберегающих технологий мы опирались на теоретические разработки, практические материалы Буденной Т. В., Сиротюк А. Л., Емельянова В. В., Картушиной М. Ю., Волошиной Л. Н., Крупенчук О. И., Чистяковой М. И.
Многие дети испытывают трудности в произношении звуков, связанные с неправильным речевым дыханием, поэтому логопедическую работу начинаем с постановки диафрагмального дыхания, тренировки продолжительности, силы, правильного распределения выдоха. С этой целью применяем комплексы упражнений для развития физиологического, речевого дыхания, упражнения для воспитания воздушной струи, которые являются «пусковым механизмом» в начале постановки звуков и проводятся в форме игр с предметами.
Дыхательная гимнастика улучшает местное и мозговое кровообращение, способствует тренировке и укреплению дыхательной мускулатуры. У детей улучшается воздушная проводимость бронхолёгочных путей, что повышает общий уровень здоровья.
Неотъемлемой и очень важной частью работы по коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Для достижения лучших результатов в работе над развитием артикуляционной моторики, применяем элементы такого метода как биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями руки. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
На начальном этапе дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Затем и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки, постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.
В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.
На подготовительном этапе для улучшения мыслительной деятельности, расширения границ возможностей мозга применяем Кинезиологические упражнения (Методика Сиротюк). Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, дети активнее включаются в деятельность, с удовольствием выполняют комплексы упражнений «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Лягушка» и др.
Для того, чтобы настроить ребёнка на восприятие материала, снять напряжение, восстановить ослабленные мышцы, активизировать работу головного мозга активно применяем самомассаж, который является эффективной здоровьесберегающей технологией. Под воздействием несложных массажных упражнений происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Упражнения «Вот настали холода», «Носик-носик, где ты носик?», «Кисонька» способствуют развитию координации речи с движениями.
С целью стимуляции, укрепления мимических мышц, снятия спазмов в подготовительный этап включаем мимические разминки. Особой популярность у детей пользуются упражнения для мимики в сочетании с психогимнастикой, которые вносят положительный заряд, стабилизируют психо-эмоциональное состояние.
Работа по формированию звукопроизношения ведётся поэтапно, начинается с уточнения артикуляции гласных, от чёткости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Затем отрабатываются сохранные или опорные согласные звуки, на материале которых начинается работа по развитию фонематического восприятия.
Постановку звуков осуществляем в определённой программой последовательности, при максимальном использовании всех анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и двигательного. На этом этапе для закрепления изолированного произношения звука, тренировки дыхательных мышц и голосового аппарата применяем игры-звукоподражания и фонопедические упражнения (Метод В. Емельянова). Дети с большим интересом выполняют упражнения «Осень», «Листочек», «Морозята», (автор В. Емельянов, в процессе которых тренируются дыхательные мышцы, укрепляется голосовой аппарат, развивается голос.
Работа по автоматизации звука включает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы. Специфика логопедической работы такова, что детям приходится выполнять неоднократные повторы при закреплении произношения звука. Такая работа требует от ребёнка определённых усилий, активности, внимания. У детей возникают определённые трудности, они быстро устают, теряют интерес к деятельности. Для того, чтобы стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребёнка, усилить положительную мотивацию, повысить работоспособность, применяем песочную игротерапию. Игры с песком используем на всех этапах логопедической работы, при развитии артикуляционной моторики, дыхания, автоматизации звуков, дифференциации звуков, обогащении и активизации словаря, формировании грамматического строя речи, развитии связной речи.
Во время первого знакомства с песком дети отправляются в Песочную страну, где встречаются с Феей и её подружками песчинками. Новые друзья предлагают детям поиграть: погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки, устроить песочный водопад, поскользить ладонями по поверхности песка, погладить песок, «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Дети с удовольствием делятся первыми впечатлениями и рассказывают о своих ощущениях.
Для развития артикуляционной моторики используем различные игровые приемы. При знакомстве с артикуляционными упражнениями «Заборчик», «Трубочка», «Улыбочка», «Чашечка» ребёнку предлагается нарисовать на песке соответствующие символы. Развитию координации движений способствуют динамические упражнения «Лошадка», «Качели», «Вкусное Варенье», «Маляр», «Часики» выполняемые одновременно с ритмичными движениями рук, пальцев. Так, выполняя упражнение «Лошадка» необходимо щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по песку.
Отработать правильную воздушную струю в нужном направлении, помогают упражнения «Что под песком?», «Помоги путешественникам», «Добрый волшебник», «Помоги зайке замести следы». Следуя правилам дыхания, ребёнок плавно длительной воздушной струёй сдувает песчинки. Каждое упражнение содержит в себе небольшой сюжет, что еще в большей степени активизирует желание ребенка добиться результата.
Работу по автоматизации звуков и развитию фонематического восприятия проводим одновременно. «В гости к Фее» отправляются игрушки, в названии которых есть звук [ш]. Эта простая игра помогает нам решить важные задачи: закрепить навыки правильного произношения звука [ш], развивает умение различать и выделять звук [ш] из слов. Дети с большим желанием строят Звуковые города, заселяют их сказочными фигурками, предметами с определённым звуком. В игре «Помоги Шипелочке и Жужжалочке разделить подарки» они учатся дифференцировать звуки [ш] и [ж].
Работу по автоматизации звука, мы сочетаем с работой над обогащением словаря и формированием грамматического строя.
В процессе логопедических игр с песком у детей значительно возрастает интерес к образовательной деятельности, стабилизируется психо-эмоциональное состояние, дети чувствуют себя более успешными, лучше усваивают материал.
На этапе автоматизации и дифференциации звука, а также для развития общей и ручной моторики применяем имитационно-игровые упражнения и игры с элементами спорта, направленные на сопряжённое развитие моторных функций и речи. Имитационно-игровые упражнения были разработаны и апробированы в ходе экспериментальной деятельности по проблеме «Формирование компетентности здоровьясбережения у дошкольников».Создана система применения имитационно-игровых упражнений и игр с элементами спорта в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения.
Имитационно-игровые упражнения и игры с использованием спортивного оборудования, городков, биты, теннисного мяча, ракетки придают смысл двигательной активности, удовлетворяя потребность детей дошкольного возраста в движении, активизируют функции различных анализаторов, совершенствуют координацию движений, оказывают положительное влияние на формирование звукопроизношения и речи в целом.
Автоматизацию, дифференциацию звуков в активной самостоятельной речи осуществляем в процессе музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Один раз неделю в логопедической группе проводится логоритмика, которая направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. Сюжетно-тематическая организация деятельности соответствует детским психофизическим потребностям в игре, позволяет в комплексе решить коррекционно-образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
С целью предупреждения переутомления, повышения работоспособности и активности в процессе непосредственно образовательной деятельности проводим «Минутки здоровья». Само название несёт в себе воспитательный настрой. Детям обязательно объясняем, с какой целью выполняются упражнения, отмечаем, насколько это важно для здоровья. «Минутки здоровья» включают гимнастику для глаз, релаксацию, речевые игры с движениями, самомассаж.
Для того, чтобы обеспечить оптимальный двигательный режим в «Минутки здоровья» включаем речевые игры с движениями. Стихотворные тексты, насыщенные автоматизированным звуком заучиваются, а затем чётко проговариваются в сопровождении движений, тонизируют весь организм, вносят положительный эмоциональный заряд, создавая детям хорошее настроение. В играх на развитие координации речи с движениями развивается мимика, интонация, выразительность голоса, общая и мелкая моторика.
После серьёзной зрительной нагрузки, или перед нею, для снятия статического напряжения, улучшения кровообращения проводим гимнастика для глаз. Так, после выполнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом, можно предложить детям упражнения: «Метёлки», «Филин», «Снежок», «Бабочка».
Для того, чтобы стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребёнка, научить управлять своим телом и эмоциями в «Минутки здоровья» включаем релаксацию, которая обладает значимым здоровьесберегающим действием. В логопедической практике активно используем релаксационные упражнения для отдельных частей тела «Буратино и Петрушка», «Шишки», «Солнышко и туча», а также для всего организма - аутотренинг «Волшебный сон». Часто релаксация сопровождается музыкой, что усиливает оздоровительный эффект. В процессе расслабления организм перераспределяет энергию и пытается привести тело, чувства к равновесию, гармонии. Расслабляясь, возбуждённые дети становятся более спокойными, уравновешенными. Дети робкие с повышенным чувством тревожности приобретают уверенность, свободу в выражении своих чувств. Таким образом, релаксационные упражнения, проводимые в ходе «Минуток здоровья», позволяют снять напряжение и восстановить равновесие, необходимое для дальнейшей деятельности.
Результативность логопедической работы по данной проблеме ежегодно отлеживается в ходе мониторинга.
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс психогимнастики, песочной игротерапии, релаксации, самомассажа стабилизировалось психоэмоциональное состояние детей, появился интерес к речевой деятельности. Они стали более деятельными, активными, внимательными. На фоне улучшения показателей моторики, дыхания и эмоционально-волевой сферы наблюдается положительная динамика в формировании звукопроизношения.
Вывод: Здоровьесберегающие технологии эффективно влияют на процесс коррекции звукопроизношения у детей с речевым недоразвитием. Эффективность работы обеспечивается не столько качеством каждой из здоровьесберегающей технологий, сколько грамотной «встроенностью» в систему работы по формированию звукопроизношения, сохранению и укреплению здоровья в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в оздоровлении детей-логопатов и преодолении речевых трудностей.