Лариса Иващенко
Коррекция эмоционально-волевой сферы подростка
▼ Скачать + Заказать документы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(1–3 занятия)
Педагог-психолог Иващенко Л. И.
.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Темочки:
Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
На педагога - психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
Дети с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. Характерными для детей с ОВЗ являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с ОВЗ более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Проблема развития эмоционально – личностной сферы в подростковом возрасте актуальна, так как подростковый возраст - это переходный, сложный, критический период и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Именно в этот период расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки, проявляющейся в положительном отношении подростка к собственной личности, принятии себя и составляет основу формирования таких позитивных качеств личности, как уверенность в себе, самоуважение, самокритичность.
Цель программы – развитие эмоционально-личностной сферы подростка.
Программа направлена на решение следующих задач:
-формирование у подростка положительного «образа – Я»;
-формирование адекватной самооценки подростка;
-сформировать понимание и опознавание своего эмоционального состояния;
-обучение навыкам самоконтроля; развитие эмпатии, ответственности, толерантности.
Программа рассчитана на 10 занятий, периодичностью 1 раз в неделю. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин.
Критерии эффективности программы: снижение уровня тревожности; сформированность самоконтроля в поведении; сформированность адекватной самооценки.
Первичная диагностика:
Цель: Определение особенностей эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик:
- «Диагностика принятия других» В. Фей;
- тест Люшер;
-диагностика самооценки;
измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация
Итоговая диагностика:
Цель: Определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик:
- «Диагностика принятия других» В. Фей;
- тест Люшера;
- диагностика самооценки ;
- измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация.
Диагностические методики, используемые в работе: Проективная методика «Дерево с человечками», Д. Лампен в адаптации; «Диагностика принятия других» В. Фей; «Тест Люшера»; Проективная методика «Рисуночный тест Вартегга»; Проективная методика «Рисунок семьи»; Диагностика самооценки; Измерение уровня тревожности Тейлора. Адаптация.
Виды деятельности: рисование, коллажирование, лепка; элементы сказкотерапии: чтение сказок, обсуждение сказок; игры и упражнения с использованием песочницы; релаксация.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ занятия Задачи Игры, упражнения
1. Установление с подростком доверительных отношений. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. Проведение диагностики для выявления уровня тревожности и самооценки подростка. Приветствие; первичное тестирование; упражнение «Знакомство»; упражнение «Маска»; обратная связь.
2. Снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка. Познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями.
Научить контролировать свои вспышки гнева.
Приветствие; упражнение «Нарисуй свое настроение»; беседа «Образ агрессии»; упражнение «Рубка дров»; обратная связь.
3. Снятие эмоционального напряжения у подростка, внутреннего дискомфорта. Активизация работы обоих полушарий мозга. Приветствие; упражнение «Левша»; упражнение «Развитие»; обратная связь
4. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Развития чувства эмпатии. Приветствие; упражнение «Зеркало»; аутотренинг; обратная связь.
5. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Создание «Образа Я» Приветствие; упражнение «Первое впечатление»; коллажирование «Образ Я»; обратная связь.
6. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Познакомить подростка со способами взаимодействия со страхами. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от своих страхов. Приветствие; беседа о страхах; упражнение «Взаимодействие со страхом»; упражнение «Рисунок страха»; обратная связь.
7. Знакомство с чувством обиды. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от обиды. Приветствие; беседа об обиде, «Сказка про обиду»; упражнение «Обида»; обратная связь.
8. Отработка навыков коммуникативного поведения. Коррекция эмоциональной сферы подростка на основе навыков адекватного эмоционального реагирования. Приветствие; упражнение «Наши чувства»; упражнение «Учимся говорить НЕТ»; релаксация «Полет к звезде»; обратная связь
9. Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов подростка. Приветствие; упражение «Сокровищница жизненных сил»; упражнение «Реконструкция жизненного пути»; обратная связь.
10. Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов ребенка. Итоговая диагностика по окончанию индивидуальной программы. Приветствие; упражнение «Все грани гармонии»»; упражнение «Мое настроение»; итоговая диагностика; обратная связь.
Используемая литература
«Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб. : Питер, 2006. И. Васильева, П. Борозенец.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. М. 2007г Т. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. - 340 с. Т. Зинкевич-Евстегнеева
Конспекты занятий
Занятие №1
Приветствие.
Установления контакта с подростком. Создание мотивации на дальнейшую работу.
Первичное тестирование эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: «Диагностика принятия других» В. Фей; тест Люшера; диагностика самооценки., измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация
2. Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомиться с подростком, определить чувства на момент начала индивидуальной работы, ожидания и потребности ребенка.
Инструкция: подросток и ведущие, по очереди садятся на стул, и называет свое имя, возраст, что нравиться делать, что хорошо получается и животное, которым хотел бы быть и почему.
Упражнение «Маска»
Цель: снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка.
Инструкция: подростку предлагается смастерить себе маску для сказочного бала. Потом предлагается разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.
По окончанию истории ведущий обсуждает с подростком упражнение.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные
эмоции, позитивное настроение.
Занятие №2
Приветствие
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Нарисуй свое настроение?»
Цель: снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка.
Инструкция: подростку предлагается изобразить свое сиюминутное состояние на листе, используя восковые мелки или цветные карандаши.
По завершению рисунок обсуждается с ведущим.
Беседа ««Образ агрессии»
Цель: познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями. Научить контролировать свои вспышки гнева.
Инструкция: ведущий предлагает подростку разделить лист бумаги формата А4 две части. На одной - с помощью символов выполнить рисунок на тему «Агрессия, направленная на меня от других», на второй – «Моя агрессия». По завершению упражнения оба рисунка обсуждаются с подростком.
Упражнение «Рубка дров»
Цель: помочь подростку почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Инструкция: ведущий уточняет: видел ли подросток, как рубят дрова. Покажите, как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки? Ноги?
Ведущий просит подростка встать так, что бы вокруг осталось немного свободного места. И предлагает порубить дрова. Поставим кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. При этом произносим «Ха». Упражнение повторяется несколько раз.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
Занятие №3
Приветствие
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Левша»
Цель: снятие эмоционального напряжения и активизировать работу обоих полушарий.
Инструкция: подростку предлагается изобразить на листе бумаги любой рисунок, но с одним условием. Рисовать можно только левой рукой (Если у подростка ведущая рука левая, то рисовать можно только правой). По окончанию упражнения ведущий уточняет у подроста, что было самое сложное в выполнении упражнения.
Упражнение «Развитие»
Цель: повышение самооценки подростка.
Инструкция: ведущий читает текст, предназначенный для визуализации:
«Сядьте удобнее. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья. Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание. Посмотрите внимательно, что это за дерево?.
Какой у него ствол, ветки? В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело – это ствол, хорошо укоренный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Если на дереве цветы или плоды?
Ваши корни пронизываю землю, из которых поступают питательные вещества… Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил… Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут… Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло… Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя…
Удержите это ощущение…
А сейчас открой глаза и вернись в комнату»
По завершению упражнения подростку предлагается нарисовать свое дерево на бумаге и поделиться своими впечатлениями.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.