Получи документы

Коррекция тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей

Арина Грачева
Коррекция тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы повышенной тревожности у детей очевидна, так как именно в дошкольном возрасте активно формируется психическое и физическое здоровье ребёнка, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Из года в год отмечается увеличение числа тревожных детей, которые приходят в детский сад, при этом проявления тревожности наблюдается у детей уже с трёх лет. Если не проводить своевременную помощь тревожным детям, то в будущем у них могут быть трудности в самореализации и выстраивании комфортных взаимоотношений с окружением.

Публикация «Коррекция тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей» размещена в разделах

Тревожный ребёнок не обязательно отличается застенчивостью, замкнутостью и нерешительностью. Костина Л. М. отмечает, что тревожность по разному сказывается на устойчивости проявлении навыков самоконтроля. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве взаимодействия с окружением. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения, которое носит защитный характер. При этом формируется конфликтное поведение, препятствующее адаптации в социуме, самореализации, успешности, общему благополучию и, в будущем, созданию семьи. Поэтому важно как можно раньше создать детям благоприятные условия для преодоления эмоциональных нарушений, развития навыков самоконтроля, осмысления возникающих ситуаций, умения понимать причины возникновения негативных состояний у себя, окружающих и умения корректировать нежелательное состояние.

В этой связи, мы делаем акцент на развитии у старших дошкольников способностей к рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) - это размышление, самонаблюдение, самопознание. Это особый навык, который заключается в умении отслеживать свое состояние, ощущения, мысли, способность наблюдать за собой со стороны, обосновывать своё поведение, осознавать свои потребности и желания, понимать себя и видеть себя глазами других.

Л. Д. Демина рассматривает рефлексию, как «свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания».

Вместе с тем, рефлексия — это не только самопонимание и самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, с общечеловеческими ценностями. Рефлексировать - значит, пропустить что-то через призму своего внутреннего мира, оценить через свой опыт.

Дошкольный возраст – период неразвитой, спонтанной рефлексии. Ребёнок ещё не способен соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, то есть децентрироваться. Ж. Пиаже в ходе экспериментов пришёл к выводу, что в процессе развития эгоцентрическое мышление детей преобразуется в мышление децентрированное, позволяющее видеть предмет или явление не только со своей точки зрения, но и видеть и понимать позицию другого человека. По мере социализации у ребёнка развивается способность к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, особенно, с теми, которые производят на него сильное эмоциональное впечатление. По этой причине родителям важно, например, не просто читать ребёнку сказки, но и обсуждать с ним их содержание. Через идентификацию ребёнок познаёт этические эталоны, на основе которых развиваются его личностные качества. Ребёнок лучше начинает осознавать своё поведение и свои реакции. Это не просто для ребёнка, ему нужно в этом помогать. Как отмечает В. С. Мухина, это и есть начало развития его рефлексивных способностей.

Рефлексия у ребёнка развивается к шести годам. У ребёнка возникает понимание, что он может мыслить, то есть иметь собственные мысли, которые он может высказать. Важно учитывать, что в рефлексивном общении реализуется ведущая потребность у старших дошкольников – потребность в общении, и взрослый является источником эмоциональной поддержки. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развивается способность понимать нравственные нормы, ценности, находить причинно-следственные связи между явлениями, что способствует осмыслению происходящего в разных жизненных ситуациях.

Развитие рефлексивных способностей может осуществляться через организацию рефлексивного или диалогического общения, цель которого – дать возможность ребёнку осмыслить неприятную ситуацию, увидеть её под другим углом и отреагировать разные эмоциональные состояния, в частности, страхи, лежащие в основе повышенной тревожности. Организация рефлексивного общения с детьми предполагает понимание следующих моментов:

- что и зачем говорить (задавание направления содержания (проблемы) диалога и понимание цели общения);

- как говорить (эмоциональная окраска вопросов, комментариев);

- в какой момент и при ком говорить (создание безопасного пространства);

- выдерживать паузу для осмысления ребёнком вопроса и ответа;

- побуждать ребёнка не только слушать, но и говорить (активное слушание, Я-высказывания).

Рефлексивное общение направлено на:

- снижение напряжённости в какой-либо ситуации;

- отреагирование или нейтрализацию негативных эмоций, состояний;

- нахождение вариантов устранения нежелательной ситуации;

- развитие рефлексивных способностей у детей – осмысление ситуации, изменение восприятия и нахождение адекватных способов её разрешения.

Пример рефлексивного общения с ребёнком (фрагмент занятия)

Девочка (6 лет 6 мес., посещает старшую группу детского сада.

Запрос мамы: девочка попадает под влияние сверстников, очень податлива на просьбы, неуверенная. Родители планируют поступление дочки в школу. У мамы опасение, что и в школе будет так же

Психолог (П) - Аня, тебе нравится ходить в детский сад?

Ребёнок (Р) - Да.

П: - Что больше всего нравится в детском саду?

Р: - Играть с друзьями и заниматься.

П: - У тебя много друзей?

Р: - Да.

П: - Как вы дружите? Всё ли хорошо у вас в дружбе?

Р: - Да. Ну мы иногда ссоримся.

П: - По какой причине?

Р: - Они пользуются моей добротой.

П: - Что значит, пользуются твоей добротой? Как я понимаю, пользоваться можно предметами. А добротой – как это?

Р: - Мама так говорит… Ну я всегда со всеми делюсь игрушками.

П: - То есть ты даёшь друзьям пользоваться игрушками? И это доброта?

Р: - Да.

П: - Правильно я понимаю, что ты отдаёшь игрушки, хотя не всегда хочешь это делать?

Р: - Ну да.

П: - И когда ты отдаёшь игрушки, хотя сама хочешь поиграть с ними, что ты чувствуешь?

Р: - Ну мне неприятно.

П: - Неприятно – это похоже на обиду, или я ошибаюсь?

Р: - Да, мне обидно. и грустно.

П: - Почему же ты отдаёшь игрушки?

Р: - Я же добрая девочка. Нужно делиться.

П: - Что будет, если ты всё же не отдашь игрушку?

Р: - Они обидятся на меня, перестанут дружить.

П: - И ты уже не будешь доброй девочкой?

Р: - Мм. Нет, я всё равно добрая.

П: - Как ты понимаешь, как это выглядит, что кто-то на тебя обижается?

Р: - Ну он отворачивается или начинает кричать «Отдай мне!»

П: - И что ты чувствуешь, когда друг отворачивается или кричит?

Р: - Мне немного страшно. я вообще не люблю, когда на меня кричат.

П: - Как ты думаешь, что можно сделать в этой ситуации? Чтобы и не обидеть друга и самой не обижаться?

Р: - Ну можно сказать – что ты кричишь? Я поиграю и отдам.

П: - И когда ты так скажешь, что произойдет?

Р: - Наверное, друг поиграет в другую игру.

П: - И что ты почувствуешь? Какое настроение у тебя будет тогда?

Р: - Ну мне будет хорошо.

П: - А другу как?

Р: - Наверное, тоже хорошо.

П: - Я предлагаю тебе нарисовать, как ты боишься, когда друг кричит.

Далее обсуждается рисунок с использованием рефлексивных вопросов. В ходе рефлексивного общения выявляется источник напряжения и тревоги девочки – отношения в диаде «ребёнок-ребёнок». Эмоциональный дискомфорт связан со неосознаваемым страхом отвержения сверстниками. С помощью рисунка происходит отреагирование негативного состояния и снижение тревожности.

Для развития рефлексивных способностей у детей необходимо и родителям, и педагогам владеть рефлексивными умениями. В работе с тревожными детьми это даёт ускоренный эффект, так как побуждает ребёнка проговаривать свои переживания в комфортной атмосфере. Ребёнок ощущает поддержку, принятие, доверие, что способствует формированию позитивного самовосприятия, снижению внутреннего напряжения, улучшению общего фона настроения и самочувствия. Развитие рефлексивных способностей необходимо ребёнку для лучшего понимания происходящего и перехода от импульсивного поведения к более управляемому.

Памятка для взрослых.

Хорошие рефлексивные вопросы детям (от 5-ти лет).

Развитие рефлексивных способностей у детей необходимо для лучшего понимания ими происходящего и перехода от импульсивного поведения к более управляемому. При этом важна помощь взрослых в форме рефлексивных вопросов.

Рефлексивные вопросы – это важная часть рефлексивного или диалогического общения с ребёнком в процессе его воспитания. Основные правила рефлексивного общения:

- внимательное слушание и вслушивание в слова и фразы ребёнка;

- внимание к его жестам и мимике;

- предоставлению ребёнку возможности задать тему разговора;

- побуждение к свободному изложению ребёнком того, что волнует, что хочет рассказать;

- создание общего смыслового пространства;

- Я-общение взамен ТЫ-общения;

- позитивная обратная связь в доступной форме.

Это важно для:

- предотвращения возникновения негативных состояний (тревожности, эгоцентризма, гневливости и др.);

- снижения риска накопления негативных переживаний;

- фиксации на позитивных моментах вместо негативных.

Хорошие рефлексивные вопросы – это открытые вопросы, на которые можно ответить развёрнуто. Они должны быть сформулированы так, чтобы побудить ребёнка задуматься о своих реакциях, поведении, о реакциях и поведении других, о том, что он может сделать, чтобы изменить ситуацию, если она не нравится.

Варианты рефлексивных вопросов

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Что тебя порадовало в садике сегодня?

Как ты радовался? Опиши.

Почему тебя это порадовало? Что хорошего ты получил при этом?

Что тебя огорчило? Почему? Как ты с этим справился? Кто тебе помог? Что помогло? Как ещё можно было справиться?

Рефлексия поведения и реакций

Ты рассердился, потому что. (прояснение причины)

Ты расстроился, потому что…

Как ты думаешь, почему он так сделал?

Что можно сказать ему, чтобы он больше так не делал?

Что он чувствует? Как ты понял, что он злится?

Как помочь ему перестать злиться?

Что тебя пугает? Почему?

Что ты делаешь, когда тебе страшно (ты боишься?

А что ещё можно сделать?

Кто тебе может помочь перестать бояться?

Рефлексия умений

Чему ты научился?

За что ты можешь похвалить себя?

Что тебе запомнилось больше всего?

Что было не интересно?

Что было трудного?

Как ты с этим справился?

Во что ты любишь играть? Почему? Что тебе это даёт?

Чем отличается эта игра от игры в.? Чем они похожи?

С кем ты хотел бы играть? Почему?

Рефлексия потребностей

Что ты умеешь делать хорошо? Что тебе это даёт?

Что ты любишь? Почему?

Что ты не любишь? Почему?

Зачем нужно учиться?

Зачем нужно ходить в школу?

Что будет, если люди не будут ходить в школу и учиться?

Рефлексия ценностей

Что для тебя значит дружба?

Что для тебя значит добро? Зло?

Что для тебя означает семья?

Счастье? Любовь?

Мама? Папа?

Если бы ты был волшебником, чему бы ты научил других людей?

Рефлексия выполнения правил

Что будет, если игрушки останутся лежать на этом месте до утра?

Что будет, если ты не будешь спать?

Что будет, если ты не пойдёшь в кружок?

Что будет, если ты не наденешь варежки?

В ходе беседы вы можете задавать вопросы в соответствии с контекстом ситуации. Главное – они должны побуждать ребёнка рассуждать!

Список используемой литературы

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Развитие у дошкольников способностей к рефлексии. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПБ. : СОЮЗ. 1999. - 224 с.

3. Гримак Л. П. Как жить в гармонии с собой. Начала психологии активности. – М. : Олма-пресс, 2000.

4. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-7 лет). СПб. : Речь, 2014.

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2009. - 304c.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. ; В 4-х томах. 2-е изд. ,стер. – М. : Генезис, 2003. – 160 с.

7. Федеральный образовательный стандарт ДО. – М. : УЦ Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Игры и упражнения для развития эмпатии и других театральных способностей у дошкольников Эмпатия- это способность эмоционально откликаться на переживания другого человека. С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я»Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я» Занятие «Путешествие на планету Я» направлено на развитие эмоционально-личностной сферы, снижение тревожности. Адресат: дети старшего дошкольного.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 15:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Арина Грачева (УИ 487195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД