Папки-передвижки

Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС

С Ф
Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемное поведение при расстройствах аутистического спектра и других ментальных нарушениях принимает различные формы и может проявляться редко или, напротив, очень часто. Наиболее распространенными поведенческими проблемами являются повторяющиеся жесты (размахивание руками, щелканье пальцами, а также более сложные движения с вовлечением всего туловища (раскачивание). Иногда нежелательное поведение может принимать другие формы, выражающиеся вспышками гнева или самоповреждением (битье головой и т. д.). Весьма необычными могут быть игровые интересы ребенка: например, вместо того чтобы играть с куклами, он методично выкладывает их в ряд. С возрастом характер отклонений в сфере поведения, как правило, меняется, нередко максимально обостряясь в младшем и среднем подростковом возрасте. В ряде случаев нежелательное поведение сохраняется в течение всего детства, однако поведение трехлетнего малыша, не представлявшее серьезных проблем, у тринадцатилетнего подростка вполне может перерасти в настоящее бедствие! Коррекция нежелательного поведения требует сотрудничества с людьми и специалистами, которые знают вашего ребенка очень хорошо. У ребенка с расстройством аутистического спектра могут быть лишь некоторые из них, а может не быть ни одной! Принимая решение о целесообразности того или иного вмешательства, обязательно следует оценить потенциальные риски и пользу. На сегодняшний день существует множество великолепных работ, посвященных поведенческим вмешательствам. поведенческие и эмоциональные проблемы можно разделить на несколько обширных категорий, включающих наиболее распространенные типы нежелательного поведения.

Публикация «Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС» размещена в разделах

Существует ряд общих для всех вмешательств аспектов, проблемного поведения и психического здоровья, наиболее остро стоящих в случае детей с аутизмом и хорошо развитыми когнитивными возможностями. Если бы мы жили в идеальном мире, между поведенческими эмоциональными проблемами и лечением существовала бы простая однозначная связь. К сожалению, в реальной жизни все гораздо сложнее.

Во-первых, применение обычных диагностических категорий нередко может оказаться затруднительным, особенно при работе с детьми с тяжелыми формами расстройств аутистического спектра. Это общая проблема во всех случаях серьезных расстройств развития.

Во-вторых, люди иногда не распознают других присутствующих трудностей расстройств или ошибочно полагают, будто аутизм является своеобразной защитой от всех остальных нарушений. Иными словами, диагноз аутизма или синдрома Аспергера препятствует распознанию и осознанию других проблем, таких как тревожность или депрессия и существенно усложняет выбор наиболее подходящего способа борьбы с нежелательным поведением; в особенности это справедливо в случае детей, имеющих серьезные затруднения в области коммуникации. Даже детям с достаточно развитыми когнитивными возможностями нередко свойственны «эмоциональные срывы». Справиться с ними бывает не так-то просто. Как мы уже упоминали выше, у детей с РАС часто наблюдается несколько различных проблем одновременно. Например, нарушения внимания нередко сопровождаются стереотипным (явно бесцельным и повторяющимся) поведением. В каждом конкретном случае необходимо решить, на каких проблемах следует сосредоточиться в первую очередь, а также взвесить потенциальные риск и пользу предполагаемого метода вмешательства. Иногда в основе нежелательного поведения лежит несколько факторов. Как бы то ни было, тот факт, что у ребенка есть несколько различных проблем, иногда оказывается чрезвычайно важным при выборе вмешательства. Как показывает практика, отклонение в поведении не приходит одно!

Поведенческие и эмоциональные проблемы, наиболее распространенные при расстройствах аутистического спектра

Тип поведения Примеры

Стереотипное поведение Раскачивание туловища. Размахивание руками, щелканье пальцами.

Другое повторяющееся поведение.

Самоповреждение и агрессия Причинение вреда себе и другим; уничтожение имущества

Ригидность и персеверация Сопротивление переменам. Персеверация, компульсивность. Необычные интересы.

Гиперактивность и нарушения внимания Высокий уровень активности.

Проблемы с концентрацией внимания.

Импульсивность.

Убегание из дома.

Нарушения настроения Депрессия.

Тревожность.

Биполярные расстройства.

Поведенческие и эмоциональные вмешательства, как правило, являются первоочередной терапией поведенческих трудностей. Огромное количество работы в области оценки поведения и проведения вмешательств, проделанной на основании принципов прикладного анализа поведения, дало нам прекрасную базу для борьбы с нежелательным поведением. Согласно принципам прикладного анализа поведения, все дети, в том числе и дети с РАС, учатся через опыт; следовательно, первостепенное значение имеют события, предшествующие нежелательному поведению называемые (антецендентами, и события, следующие за ним (последствия). Антецеденты - это то, что запускает нежелательное поведение. Например, если вы просите ребенка перестать раскачиваться и убрать игрушки, но ваша просьба вызывает у него вспышку гнева, совершенно ясно, что ребенок не желает убирать игрушки или переставать раскачиваться. Реагируя на гнев ребенка позволением раскачиваться дальше (последствие, вы тем самым четко даете ему понять, что слушаться родителей необязательно! Поскольку родители (а подчас и учителя) нередко вынуждены бороться с множеством проблем одновременно, «сделать шаг назад» и составить всеохватывающее представление о поведенческих трудностях не всегда просто. Следует помнить несколько общих принципов. Прежде всего, уделяйте ребенку внимание не только тогда, когда он ведет себя плохо. Чтобы поощрить положительное поведение, намеренно отмечайте и одобряйте его. Говоря иными словами, главный «секрет» успешного совладания с проблемным поведением состоит в том, что вы должны иметь полное представление о тех видах желательного поведения, которые могли бы заместить собой поведение нежелательное. Один из первых шагов состоит в том, чтобы выяснить, присуща ли проблемному поведению повторяемость. Например, появляется ли оно только в определенном месте или в определенный момент времени или, быть может, следует за некой деятельностью (событием). Не было ли такое поведение (ненамеренно) вознаграждено (подкреплено). Помните о том, что хорошее поведение необходимо подкрепить. Чтобы сделать это, обязательно вознаграждайте такое поведение немедленно и особо всегда, когда оно имеет место. Во многих смыслах решение проблемы плохого поведения заключается в том, чтобы укрепить хорошее поведение ребенка так, чтобы оно заместило собой поведение нежелательное. Планируйте свои действия заранее; если вы знаете, что та или иная ситуация явится для ребенка стрессовой, заблаговременно продумайте, как лучше в ней поступить. Проблему всегда легче предупредить, нежели отвечать на нее в момент кризиса. Не забывайте: стараясь полностью исключить или сократить нежелательное поведение, вы должны иметь четкое представление, каким именно поведением вы хотите его заместить.

Тщательно наблюдайте за ребенком. Со временем вы, вероятно, сможете заметить некие едва уловимые особенности поведения, свидетельствующие о том, что вскоре возникнут трудности. Используйте эти предупредительные сигналы, чтобы воспрепятствовать нежелательному поведению, займите ребенка другим делом, предложите более подходящую стратегию сообщения о своих потребностях. При необходимости установления границ допустимого или организации последствий говорите ясно, конкретно, а затем будьте выдержанны.

Хорошая подготовка - уже полпути к победе! Если у вас есть заранее составленный план, в решающий момент вы не окажетесь в замешательстве. Если, например, ребенок плохо ведет себя в продовольственном магазине. Перед походом в магазин составьте особый план.

Во-первых, вы должны сделать все возможное, чтобы первые посещения магазина прошли успешно: первый раз зайдите в магазин на очень короткое время. Идея состоит в том, что если ребенок испытывает трудности в новых для него обстоятельствах, изменения лучше вводить постепенно, шаг за шагом, опираясь на уже достигнутый результат. Со временем можно будет заблаговременно составлять вместе с ребенком список покупок (с фотографиями, наглядными подсказками или настоящими этикетками с банок и коробок). Заранее разъясните ребенку, что произойдет в случае его неподобающего поведения : «В магазине не кричат. Если ты будешь кричать, нам придется уйти и ты останешься без мороженого». Ведите записи или составьте таблицу, в которой фиксируйте антецеденты, поведение и его последствия.

Таблица наблюдение нежелательного поведения

Дата Время Что сделала ребенок? Что случилось перед проявлениями нежелательного поведения Действия родителей, педагогов

По мере наблюдений вы, скорее всего, начнете замечать особые подсказки и закономерности - например, что нежелательное поведение появляется только в одном месте или в одно и то же время суток и т. д. Обратите внимание на среду, окружающую ребенка. Даже несущественные изменения подчас ведут к значимым изменениям поведения. Детям с РАС свойственна приверженность всему структурированному, предсказуемому и последовательному; убедитесь, что окружающая среда не вносит свой вклад в проблемы ребенка. Примеры проблемного поведения, отчасти обусловленного внешней средой. Обратите пристальное внимание на цели нежелательного поведения. Если ребенок прибегает к нему с целью привлечения внимания, постарайтесь игнорировать такое поведение. Иными словами, неподобающее поведение не замечайте, а желаемое - когда ребенок делает то, что вы хотите, - отмечайте. Вы можете попробовать и так называемые «тайм-ауты». Но не забывайте сочетать их со щедрой и подходящей случаю наградой, когда ребенок ведет себя хорошо. Если ребенок не воспринимает слово «нет» (а это характерно для большинства детей, будьте очень внимательны, чтобы ненароком не подкрепить его вспышки гнева или другое проблемное поведение. Иногда родители неумышленно поощряют его, делая в точности то, что хочет ребенок. Очень важно научиться ловить момент, когда ребенок ведет себя так, как нужно, гораздо лучше хвалить хорошее поведение, нежели наказывать «плохое». В ряде случаев в основе проблемного поведения лежат попытки избежать трудной или нелюбимой деятельности. К несчастью, раз уступив, вы ясно сигнализируете ребенку, как отлынивать от работы! Вместо этого постарайтесь на короткий период времени вовлечь его в необходимую деятельность, затем похвалите и позвольте делать что-то другое. Кроме того, старайтесь моделировать и поощрять хорошую простую коммуникацию. Иногда на сенсорное поведение можно повлиять, если помочь ребенку найти более подходящий для него способ включаться в такое поведение. Обратитесь за помощью к специалисту, скорее всего, он сможет помочь в этом вопросе. Так, если ребенку свойственно длительное раскачивание, вы можете начать с того, чтобы ограничить такое его поведение единственным местом (например, креслом-качалкой, при этом обеспечив чередование коротких периодов раскачивания с периодами работы. (Рабочее время можно постепенно увеличивать) Многие дети, имеющие серьезные затруднения в области коммуникации, используют проблемное поведение как своеобразный способ общения. Для минимизации коммуникативных проблем в случае проблемного поведения следите за тем, чтобы ваша собственная речь оставалась ясной и понятной. Убедитесь, что ребенок внимательно вас слушает, когда вы с ним говорите. Разъясняя, что бы вы хотели, будьте недвусмысленны и конкретны. Предложите ребенку более подходящие способы выражения его потребностей и желаний. Так, если ребенку нужна помощь, велите ему не кричать, а воспользоваться специальной карточкой «Помоги». Помочь детям научиться сообщать на любом доступном им уровне о фрустрации, тревоге и так далее крайне важно. Обратитесь за консультацией к специалистам. В частности, логопед, психолог и дефектолог смогут предложить стратегии и методы коммуникации, которые помогут в этом деле.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей старших дошкольников «Предупреждение проблем со зрением» С раннего детства ребенок попадает в мир мониторов. Общение, получение знаний, развлечения перенеслись на экраны компьютеров, телевизоров.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 23:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем С Ф в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД