Приложение МААМ

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем

Анна Морозова
Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".

В настоящее время настольные психологические игры считаются новым, инновационным инструментом для работы психолога.

Публикация «Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем» размещена в разделах

Первые настольные игры подобного рода появились в нашей стране достаточно давно, но не были особо популярны – отчасти от того, что были малоизвестны, выпускались небольшими тиражами. С начала 2010-х г. г. они получили массовое распространение и стали набирать популярность. Одними из первых игр для детей были игры Гюнтера Хорна и Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Замечательные игры Зинкевич-Евстигнеевой («Остров детства», «Властелин чудес») были выпущены небольшим тиражом, больше не переиздавались и сейчас являются относительной редкостью.

Психологическая игра позволяет удовлетворить естественную потребность детей в эмоциональных переживаниях, дают возможность отреагировать на различные волнения и трудности, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. Игра является безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми – то, что не одобряется в реальной жизни, можно «отыграть» и пережить в процессе игры.

Кроме деления игр по возрастной градации (игры для взрослых и игры для детей разных возрастов, можно условно разделить игры на три большие группы:

- игры на развитие эмоционального интеллекта («Крокодиленок. Эмоции», «Семейка Гномс»)

- нейропсихологические игры(«Попробуй – повтори!», «Дженга» и др.)

- игры на коррекцию эмоционально-личностной и коммуникативной сферы

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые игры из 3 группы. Игр в настоящее время достаточно много, каждый специалист, безусловно, выбирает их исходя из собственных предпочтений и задач. Но некоторые игры, я полагаю, можно определить как базовые, это игры, которые желательно иметь в «копилочке» психолога.

Первая игра, которая используется мной в психолого-педагогической деятельности – «Опасности волшебного леса»

Автор игры - известный психолог О. В. Хухлаева, чьи пособия и программы хорошо знакомы, наверное, каждому специалисту, работающему с детьми.

Игровой процесс ориентирован на коррекцию различных страхов, деструктивного поведения, боязни самовыражения, демонстративности. Дети совершают путешествие по волшебному лесу, в котором хозяйничают шесть забавных гномов, задания которых нужно выполнять.

Игра хорошо работает с не только с тревожными детьми, но и с детьми агрессивными, замкнутыми, застенчивыми, с «синдромом отличника».

В комплектацию игры входит игровое поле, фишки, игральный кубик, карточки с заданиями от гномиков и дополнительная карточка с маленькими изображениями.

Суть игры – передвигаясь по дорожке из клеточек (на которых нарисованы гномики) добраться до финиша. Игроки выбирают фишку, поочередно бросают кубик, и, ориентируясь на то чисто, которое выпало на грани, передвигаются на нужную клеточку и выполняют задание гномика. Если игрок не выполняет задание - он перемещается назад, на ту же клеточку, с которой начался ход. Гномов в этой игре –шесть. Это Злюкодав, Бояськин, Неправин, Добролина, Поболтушка и Смехотун.

Количество гномов в игре может варьироваться, в зависимости от задач, которые ставит перед собой специалист. На первых порах задания должны быть доступны, их также можно сокращать, убирать то, что непонятно детям или с трудом им дается (трудные задания).

Рекомендации автора:

1. Задание засчитывается, если ребенок хотя бы попробовал выполнить его или сделал так, как может.

2. Взрослый является равноценным игроком, играя вместе с детьми.

Вторая игра – «Псикреты для малышей».

Автором игры является немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, а правообладателем игр Г. Хорна в России – Елизавета Хеллингер. Игра является модифицированным вариантом, автор данного варианта карточек – детский психолог Вера Сиротюк.

В настоящее время есть несколько разновидностей «Псикретов» - это не только вышеозначенные «Псикреты», но и «Псикреты для подростков», «Семейные псикреты», «Псикреты семейных традиций».

В комплектацию игры входит набор карточек (колода) в количестве 100 штук (в остальных «Псикретах» их больше – 104) с различными фразами (например: «Моя младшая сестра (брат) ломают мои игрушки»); аннотация к игре и коробочка («мусорка»).

«Псикреты» – это психологические секреты, т. е. те особенности поведения, те привычки, интересы и представления, о которых люди часто не задумываются и не рассказывают другим, но которые влияют на их отношения с миром и окружающими.

В этой игре нет победителей и проигравших, ведь ее цель – осознание себя, своих личностных проблем, страхов или опасений, и возможность поделиться этими «секретиками» с другими.

Еще одна достаточно известная игра, автором которой также является Г. Хорн – социальная игра «Лепешка».

Она помогает участникам осознать и проработать тему границ, отработать проблемы в социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфере. В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Игра «Лепешка» универсальна в своей возрастной направленности – она может применяться от 5 лет и старше, вплоть до использования игры для взрослых. Во «взрослом» варианте игры она проходит зачастую довольно жестко, в «детском» варианте правила и процесс игры смягчаются и упрощаются. Для дошкольников есть вариант, когда дети посредством данной игры развивают эмоциональный интеллект, выполняя задания на эмоциональную сферу; или вариант, когда дети учатся говорить друг другу комплименты и добрые слова. Интересный вариант для агрессивных, конфликтных, обидчивых детей – когда в процессе игры детям дается возможность легально выплеснуть свою агрессию, но при этом в конце игры обязательно дается «обратная связь» игроков тому участнику, который первым добрался до «замка» (поля людей) и стал человеком. Ребенку предлагается поступить «по-человечески» - разрешить другим игрокам раньше времени стать «людьми» и пригласить их в свой красивый замок, предварительно объяснив свой поступок (Почему я разрешаю … стать человеком? Почему я приглашаю … к себе в замок).

В заключение хотелось бы отметить, что автор каждой представленной игры дает некоторую свободу специалисту, позволяя слегка изменять правила игры, подстраивая ее возможности под конкретный контингент воспитанников.

СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Большая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний периодБольшая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний период h3]Большая психологическая игра «На Поля ке»[/h3] Цель: повышение интереса у детей к проявлению познавательной активности, развития мотивации.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Настольная игра «Дженга»Настольная игра «Дженга» Сегодня я хочу вам рассказать об очень увлекательной игре "Дженга" или "Падающая башня". Игра появилась в 1970-е годы благодаря британской.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Психологическая игра для педагогов «Тайный друг»Психологическая игра для педагогов «Тайный друг» Сегодня, с самого утра, я провела с педагогами психологическую игру "Тайный друг". Цель: игра способствует психологической разгрузки,.

Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг»Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг» Последний день Недели психологии все уже ждали с большим интересом. Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный.

Психологическая игра-квест «Великие детективы» для детей 5–7 летПсихологическая игра-квест «Великие детективы» для детей 5–7 лет Тема: Игра-квест «Великие детективы» Целевая аудитория: воспитанники логопедической группы (5-7 лет) Цель: развитие логического и абстрактного.

Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика»Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика» Сценарий игры (идея Бирко Л. А., г. Стрежевой) уже давно лежала в «кладовочке» (папке в компьютере) и просилась о проведении, тем более.

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем
Опубликовано: 24 апреля 2021 в 07:38
+154Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем» (включая файлы) размещена пользователем Анна Морозова (УИ 219562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД