Анастасия Антипина
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
показать возможности и преимущества использования развивающих игр и упражнений при коррекции оптической дисграфии.
Презентация педагогического опыта.
У ребят с оптической дисграфией наблюдаются следующие трудности:
-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,
- концентрации и переключения зрительного внимания,
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
Публикация «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- нарушения зрительной памяти,
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации.
Занятия с группой детей с оптической дисграфией я провожу в основном по конспектам Мазановой и О. С. Яцель. Но так как некоторые учащиеся
неохотно посещают занятия, иногда демонстрируют негативизм, быстро истощаются и утрачивают активность, возникает необходимость в создании особых условий. Поэтому я стала использовать на занятиях развивающие игры и упражнения.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию оптической дисграфии.
- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
1. Упражнение «Фигуры» - это 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур. Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даёте ребёнку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает её и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запомнил.
2. «Запомни фигуры». Ведущий рисует одну за другой (стирая поочерёдно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на её месте рисуется новая. Посмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своём листке бумаги восстановить по памяти увиденное.
3. «Опиши картинку». Для занятия потребуется любые незнакомые для ребёнка картинки. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5 – 6 предметов. Ребёнок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть её ведущему. Затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения.
4.«Разноцветная лесенка», давайте сейчас с вами сыграем. Я на доске составлю разноцветную лесенку, вы её запомните. Лесенку я уберу, а вы перечислите, как располагались цвета друг за другом.
5. «Инопланетяне». К нам на сегодняшнюю встречу прилетели 3 инопланетянина и необходимо изучить их портреты, запомнить все детали внешнего вида гостей. Изображение инопланетянин убирается. А теперь нарисуйте второго инопланетянина, потом 1, потом 3.
- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
1. «Наложенные изображения». Ребёнку предъявляют 3 – 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
2. «Зашумлённые» изображения. Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», т. е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
3. «Спрятанные изображения». Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть.
А сейчас я вам покажу картинку, а вы мне скажите кого вы на ней увидели.
4. «Срисовывание по клеточкам». Посмотрите внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании расскажите, как вы это делали.
5. «Найди отличия» Поиск отличий в сходных изображениях.
- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
1. «Что, где было? И что изменилось?». Нужно показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объясни, что изменилось.
2. «Кто (что) где?». рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительно заданного, пользуясь полным предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева и т. д.
3. «Внимательно слушай и выкладывай». У вас на столе лежат карточки, с расчерченным полем и квадратики синего, зелёного и красного цвета. А я называю место куда надо положить квадрат. Если вы выполните всё правильно, то у вас получится узор.
4. «Графический диктант»
- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса (узнавание).
1. Учим стихотворения «На что похожа буква»,
2. гра «Кольчуга»,
3.«Путаница»,
4.«Зашумлённые буквы»,
5.«Наложенные буквы» и др.
Также мы с ребятами буквы показываем своим телом, вот сейчас давайте попробуем показать друг другу букву и отгадать её.
- Развивающие игры на развитие конструктивного праксис (действие) а путем моделирования букв.
1. Игра «Собери букву», «Выложи надпись»
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повысился уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи.
Материалы имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, учителями-логопедами, учителям начальных классов, родителями дома.
Спасибо за внимание!