Филия Рамазанова
Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. Формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте отводится особое место. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» (Н. К. Крупская) Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами. Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место, а самое главное, правильное использование воспитателем методов и приемов по формированию грамматического строя речи.
Публикация «Доклад на РМО „Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников“» размещена в разделах
СЛАЙД 2
К методам относятся :
• дидактические игры;
• игры-драматизации;
• словесные упражнения;
• рассматривание картин;
• пересказ коротких рассказов и сказок.
Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста.
Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 3
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок (День рождение куклы).
Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. К. Д. Ушинским были разработаны образцы упражнений для «первоначального учения родному языку».
СЛАЙД 4
Словообразование: • гнездо птицы или птичье гнездо,
• хвост лошади или…
• хвост лисицы или…
• верность собаки или…
• лапка лягушки или…
• лапа медведя или…
Морфология:
• железо тяжело, но свинец ещё тяжелее,
• лошадь высока, но верблюд ещё(выше,
• белка хитра, но лисица ещё(хитрее) и пр.
Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений.
Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
СЛАЙД 5
А. М. Бородич выделяет активные приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании:
1. На первоначальном этапе ведущую роль играет образец речи педагога.
2. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить.
3. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибки».
4. В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение.
5. Используются и такие приёмы, как исправление и подсказ.
6. Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций.
7. Вопросы подсказывающего и оценочногохарактера.
8. Привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми.
В словообразовании, например, используется:
- приё м раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».
- исправление грамматических ошибок. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич. Основные её положения:
• Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
• Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
• Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
• С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по- другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребё нок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
• Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
• В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
• При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.
Какие же ошибки чаще всего допускают дети дошкольного возраста. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик – «столенок», вазочка – «вазка»). Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель) Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими столах»).
б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).
в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»). г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
СЛАЙД 6
Таким образом, можно сформулировать основные задачи по формированию лексико – грамматических компонентов речи :
1. Образование множественного числа существительных.
2. Образование новых форм слова.
3. Правильное образование трудных форм повелительного наклонения глаголов.
4. Образование относительных и притяжательных прилагательных.
5. Согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями.
6. Согласование слов в предложении с использованием предлогов.
7. Развитие умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные).
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Особым видом игровой деятельности детей является дидактическая игра.
Работа с именами существительными осуществляется по нескольким направлениям:
СЛАЙД 7
1. Изменение существительных по числам, по падежам: Игры: «Что спрятано», «Парные картинки», «Что нужно кукле», «Кому что нужно», «Кто, чем защищается», «Лото».
СЛАЙД 8
2. Изменение имен существительных по родам: Игры: «Один, одна, одно», «Мой, моя, мое».
СЛАЙД 9
3. Формирование обобщающих понятий : Игры: «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения», «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?».
СЛАЙД 10
4. Словообразование. При словообразовании имен существительных используются игры: «Назови ласково», «Что для чего», «Кто у кого», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Папа, мама, детеныш», «Назвать профессии», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано», «Составь картинку из разрезных частей».
Глаголы:
СЛАЙД 11
1. Также проводится работа над словообразованием глаголов. Педагог учит детей дифференцировать глаголы совершенного (что сделать) и несовершенного (что делать) видов. Например: застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать – затолкнуть. Педагог учит детей дифференцировать глаголы с приставками в, вы, под, от, при, у, пере, за, на, вы. Например: входит – выходит, влетает – вылетает, въезжает – выезжает; прибегает – убегает, приезжает – уезжает, прилетает – улетает, приходит – уходит; подходит – отходит; закрывает – открывает; наливает – выливает, насыпает – высыпает.
2. При словообразовании глаголов используются игры «Кто как голос подает?», «Кто как ест?» (Кошка – лакает, собака – грызет, корова – жует, курица – клюет, «Кто как передвигается?».
СЛАЙД 12
Для согласования числительных с именами существительными и прилагательными можно использовать игры «Один – много», «Сколько предметов», «Волшебный мешочек».
Наречия. Игры «Я – мы», «Холодно – жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», «Куда пойдешь?».
Параллельно проводится работа над предлогами и местоимениями. Например, игры «Домик» и «Найди флажок».
В работе над простым предложением основной акцент необходимо делать на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и дается его схема. Далее считается количество слов в предложении, ставятся вопросы к каждому слов: «Кто?», «Что делает?».
СЛАЙД 13
Игры: «Какая полоска нужна?», «Какое слово по порядку?», «Чего не хватает», «Составь предложение по картинке». В ходе игр закрепляются понятия «начало, конец предложения», «первое, последнее слово». С целью распространения предложений используются игры «Чья вещь», «Чей хвост», «Чем», «Угадай». При работе над предложением дается понятие предлога.
СЛАЙД 14
Предлог - это маленькое, но самостоятельное слово, и замена одного предлога другим меняет смысл предложения. Игры: «Спрячь предмет», «Когда это бывает», «Найди такое дерево», «Ключи» (предлоги за, в, с, у, на, «У кого?» (У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост). Вводятся сказочные персонажи.
При работе над сложным предложением ставятся цели: 1) правильно составлять предложение с опорой на наглядный материал или действие; 2) вводить противопоставление, обращать внимание на причинно-следственные связи:
Игры: «Кто у кого», «Закончи предложение», «Магазин», «Почемучка», «Мяч и Петя», «Малыши», «Про Потому и Почему». Следует отметить, что все навыки развития лексико–грамматического строя речи необходимо отрабатывать в игре, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному формированию лексико – грамматических компонентов речи.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.
СЛАЙД 15
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова, что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.