Бакшеева Татьяна Сергеевна
Коррекция и развитие осознаваемых продуктивных выборов у воспитанников с девиантным поведением в условиях спецшколы
▼ Скачать + Заказать документы
Исследуемые: воспитанники спецшколы с 6 «а» класса по 9 класс, всего 38 человек.
Методика исследования: методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Данная методика дает надежные и валидные результаты.
Диагност: педагог-психолог.
Описание: методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладения со стрессом. Может использоваться в целях диагностики, как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.
Публикация «Коррекция и развитие осознаваемых продуктивных выборов у воспитанников с девиантным поведением в условиях спецшколы» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Анализ результатов: опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:
— когнитивные,
— эмоциональные,
— поведенческие.
П — продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом, О — относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н — непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).
А. Продуктивные когнитивные копинг-стратегии выхода из стресса
гр. 6 «а» 7 «а» 8 «а» 9 «а» 9 «б» сумма, %
2-20% 3-50% 3-33,3% 3-50% 2-28,6% 11-23,9%
пов. на 10,3%
Б. Продуктивные эмоциональные копинг-стратегии выхода из стресса
6-60% 4-66,7% 4-44,4% 5-83,3% 6-85,7% 29-60,9%
пов. на 4,9%
В. Продуктивные поведенческие копинг-стратегии выхода из стресса
5-50% 3-50% 3-33,3% 1-16,7% 0-0% 7-15,2%
пов. на 16,4%
Вывод: Таким образом, из 38 воспитанников продуктивные выборы на когнитивном уровне имеют 13 (34,2%, на эмоциональном уровне 25 (65,8%, на поведенческом уровне 12 (32,6%). 4 чел. (10,5%) обладают продуктивными стратегиями.
Рекомендации:
1) развитие проблемно-ориентированного стиля разрешения проблемы, связанной с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявления в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
2) формирование и развитие навыков саморегуляции личности:
Принимайте чувства подростка.
Вместо того чтоб давать советы.
А) идентифицируйте мысли и чувства.
«Судя по всему, ты просто переживаешь из-за данной ситуации».
Б) Реагируйте на чувства словами или междометиями.
«»ЭЭЭх!
В) Предложите в виде фантазии, то чего вы не можете дать в реальности.
«А здорово бы было, если…».
Г) Посочувствуйте, одновременно внося коррективы в поведения.
«Я понимаю, но проблема в том, они на тебя рассчитывают».
т. е. использование техник эмпатического слушания, перефразирования и т. д.
3) развитие конструктивных навыков общения:
Поощряйте сотрудничество.
А) Опишите проблему
«Когда у тебя., невозможно … ничего написать.».
Б) Опишите свои мысли и чувства.
«У меня от такого шума болит голова».
В) Проинформировать
«Частые смены настроения могут повредить».
Г) Предложите выбор.
«Что тебе больше подходит: 2 варианта ответа».
Д) Сказать одним словом.
«Стук».
Е) Сделать что-нибудь неожиданное.
Закрыть уши, жестом показать.
Ж) Изложить в письменном виде.
К) Озвучить свои жизненные ценности и ожидания.
«Нам всем следует задумываться к чему…».