МААМ-картинки

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Бабаян Кристина
Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время задержка речевого развития у детей дошкольного возраста наблюдается, чуть ли не у каждого второго ребенка. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание. Многие ученые отмечают, что речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек, ребенок не имеет возможности получать и передавать большое количество информации. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии Можно отметить, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится именно на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры.

Публикация «Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 5 лет. Так же отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения :

расстройство экспрессивной речи – ребёнок не произносит слова, не строит диалог;

проблемы с рецептивной речью – не воспринимает речь;

отклонение в речевой артикуляции – не произносит звуки;

афазия при аутизме – не говорит и не понимает речь;

умственная отсталость – нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки; глухота.

причины возникновения задержки речевого развития, а именно:

невостребованность речи;

заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);

замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);

-различные заболевания впервые годы жизни;

-нарушения слуха;

-неблагоприятные социально-бытовые условия.

-наследственные факторы.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. У ребенка речь оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка:

-память,

-внимание,

-мышление,

-воображение,

-целенаправленное поведение.

Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы:

1. Игры

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию. Развитие речи в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.

2. Пословицы и поговорки

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». Дети учатся: - ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства; - образно описывать предметы, дать ему яркую характеристику.

Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями»

Сначала надо знакомить детей с легкими пословицами к каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Воспитателям необходимо использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребё нка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».

Педагоги Я. А. Каменский, и др. всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

3. Загадки

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ.

Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.

Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

4 Сказки

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости.

Сказка для ребёнка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Сказки помогают создавать коммуникативные направленности речевых высказываний;

совершенствовать лексико-грамматическими средствами языки, звуковой стороны речи;

развивать диалогическую и монологическую речь;

приобщать детей к истокам народной культуры.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

5. Народные потешки

Потешки – это замечательный материал для развития речевого слуха у ребенка. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Развитие речевого слуха – это составляющая будущей грамотности ребенка.

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. Также они выполняют задачи, а именно: развивают речевой слух у ребенка; учат слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию;

управлять на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность, плавность речи, темп, интонационную выразительность.

Потешки способствуют накоплению словарного запаса. Ребенок должен не только иметь достаточный объём словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, высказываться.

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить – она становится образной и эмоциональной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речь, является средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2024 в 01:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бабаян Кристина (УИ 3359689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД