Юлия Вадищева
Коррекция акустической дисграфии у младших школьников с помощью дидактических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Коррекция акустической дисграфии у младших школьников с помощью игровых приёмов»
2 слайд Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
3 слайд Виды дисграфии : оптическая, аграмматическая, акустическая, артикуляторно-акустическая, дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.
Публикация «Коррекция акустической дисграфии у младших школьников с помощью дидактических упражнений» размещена в разделах
4 слайд Симптоматика дисграфии
Согласно существующей логопедической практике заключение о наличии у школьника дисграфии делается на основании нескольких критериев.
Первый критерий – обнаружение в письменных работах ребенка специфических ошибок. Данные ошибки связаны преимущественно с несоблюдением фонетического принципа письма: звуковой состав слова отражается не полностью или искажается.
5 слайд Второй критерий – частотность специфических ошибок.
Третий критерий – стойкость ошибок.
Ошибки должны обнаруживаться практически во всех письменных работах в течение длительного времени.
6 слайд С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев и др., предлагают различные методики коррекционной работы.
7 слайд Акустическая дисграфия - это дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.
8 слайд Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены и смешения букв на письме:
• Лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю).
• Звонкие-глухие согласные.
• Соноры.
• Свистящие – шипящие.
• Аффрикаты, которые смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш).
9 слайд Ошибки письма
• замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными»);
• замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква («льюбовавись» вместо «любовались»);
• замена гласной буквы 2 ряда на И + гласная («землйа» вместо «земля»);
• замена гласной буквы 2 ряда на И в конце слова («цапли» вместо «цапля»);
• замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев», «любовалиси» вместо «любовались», «веси» вместо «весь»);
• пропуск Ь («болшой» вместо «большой», «стебелке» вместо «стебельке»);
• замена разделительного Ь на И, И + или Ъ («воробйи» вместо «воробьи»).
10 слайд Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над чёткой слуховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. Этот навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма. Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определенным зрительным образом буквы.
Сама говорю: При работе над преодолением акустической формы дисграфии следует обращать особое внимание на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных. Если ребенок не владеет таким навыком, то это приведёт не только к заменам букв на письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка (правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции).
11 слайд Основные задачи коррекционного обучения :
• Развитие фонематического восприятия.
• Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
• Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
• Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
• Определение положения звука по отношению к другим звукам.
12 слайд В своей работе, как правило, я использую конспекты занятий и альбомы по коррекции акустической дисграфии Е. В. Мазановой; О. В. Суслова, М. В. Мальм «Дисграфия. Учусь различать звуки». (Логопедическая тетрадь, 1-4 классы).
13 слайд Дидактические упражнения по коррекции акустической дисграфии :
Гласные буквы
…. (с14-38 примеры упражнений)
39 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!