Людмила Яковлевна
Коррекция агрессивности детей на материале сказочных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных в настоящее время, до предела насыщенное разнообразными острыми социальными конфликтами.
В психологической литературе относительно полно изучены природа (В. Клайн, К. Роджерс, К. Лоренс, М. Раттер, причины (Е Волкова, А. И. Захаров, В. Л. Леви, А. М. Божович, В. И. Журбин, но относительно мало внимания уделяется ее коррекции и профилактике. В связи с этим возникла необходимость выяснить экспериментальным путем обусловленность агрессии детей стилями воспитания их родителей и средствами ее коррекции.
Публикация «Коррекция агрессивности детей на материале сказочных произведений» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В диагностичесеких частях исследования определялись уровни агрессии старших дошкольников с помощью тестов ДДЧ и «Несуществующее животное» и стили воспитания родителей на основе использования метода анкетирования. На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: снизить агрессию детей средствами сказкотерапии и просветительской и тренинговой работы с их родителями. Здесь использовались игротерапия, эврестические беседы по 15 сериям сюжетных картинок, проводились лектории «Стили воспитания родителей и их влияние на проведение детей», «Воспитание сочувствия», «Ребенок и его рисунок» и др, тренинговая работа («Помоги себе и ребенку, «Зеленая трава», «Я и ты» и др) и консультации родителей.
На этапе формирующегго эксперимента был выявлен ряд закономерностей процесса нивелирования детской агрессии средствами сказочных произведений : относительно высокая сензитивность детей дошкольного возраста к коррекционным воздействиям эксперимента – после формирующего эксперимента снизился процент высокоагрессивных испытуемых с 48% до17%, среднеагрессивных детей – с 30% до 22%, и увеличилось количество малоагрессивных дошкольников с 22% до 61%; обусловленность агрессии детей дошкольного возраста стилями воспитания в семье – после просветительской работы процент малоагрессивных детей у авторитарных родителей повысился с 13,6% до 76%, у детей, родители которых продемонстрировали попустительский стиль – с 14,3% до 69,3%. Родители, склонные к тревожно-мнительному стилю воспитания, почти не изменили своего отношения к детям, у последних сохранились те же показатели агрессии, что и до формирующего эксперимента (20%- до формирующего эксперимента и 19%м- после него); стадиальность овладения детьми дифференциацией эмоционально-экспрессивных состояний сказочных персонажей – на первой стадии 46% испытуемых допустили большое количество ошибок при различении эмоций сказочных героев, 34% испытуемых правильно квалифицировали чувства персонажей, но допустили при этом небольшие неточности; на третьей стадии большинство испытуемых безошибочно справились с данными им заданиями; это различная эффективность разных техник снижения детской агрессии. В процессе коррекционной работы было установлено, что наиболее эффективной в этом плане оказалась техника парадоксальной интенции, менее эффективной – техника проигрывания альтернативных ролей. Мы полагаем, что использование техники парадоксальной интенции сопровождается концентрацией внимания детей на отрицательных эмоциях с последующим их выяснением, а проигрывание альтернативных ролей требует определенного напряжения, снижающего эффективность указанных техник.
Кроме закономерностей снижения детской агрессии, в ходе коррекционной работы были подмечены различия в поведении детей с разными ее уровнями. Было выявлено, что проигрывая содержание сказок, агрессивные дети предпочитают выполнять роли отрицательных персонажей (волк, паук, таракан и др., а неагрессивным детям в большей степени импонируют доброжелательные герои (заяц, петух, кот и др.). Помимо этого было зафиксировано стремление высокоагрессивных детей изменить стереотипы поведения отрицательных персонажей (волк помогал строить домик трем поросятам, а не разрушать его).
В процессе формирующего эксперимента оказалось возможным определить факторы, детерминирующие успешность процесса психокоррекции агрессивного поведения испытуемых. Это стереотипы оценок персонажей (неприятие возможности отрицательного характера сказочного персонажа. Когда в реальной жизни он всегда положителен); «барьер красивости» (приятие внешне персонажи воспринимаются агрессивными детьми всегда положительно, вне зависимости от характера их поведения); отсутствие четких представлений о нормах и правилах поведения (низкий уровень развития гуманных чувств); «культ силы» (если сильный – значит всегда прав).
Обобщив результаты исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Среди старших дошкольников значительное количество агрессивных.
2. Снижению детской агрессии способствует продуцирование сказочных конструкций, в ходе которого у детей возникают эмпатические переживания, и в конечном итоге они получают удовольствие от творческой деятельности и усваивают, что проявление агрессии сопряжено с появлением отрицательных эмоций.
3. Психологическое просвещение дает наибольший эффект в работе с родителями авторитарного. Попустительского и гиперсоциального стилей и малоэффективно в работе с родителями тревожно-мнительного стиля.