Елена Березина
Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем. Установлено влияние на агрессивность и уровня семейной гармонии или дисгармонии, сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка. Дети, у которых в семье разлад, чьи родители холодны, более склонны к агрессивному поведению. При изучении агрессивности в дошкольном возрасте было выявлено, что проявление агрессивных реакций характернобольше для мальчиков, cвязано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, а мальчики к агрессииотносятся более благосклонно. Почти всем детям присуща определенная агрессивность, она подвергает тяжелому испытанию терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Крайне редко удается освободить ребенка от его агрессивности так как она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, например, в дальнейшем агрессивность может проявиться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Поэтому очень важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам.
Публикация «Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Так же причинами проявления агрессии могут быть и нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений.
Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, на примере взаимоотношений в семье он обучается поведению и формам отношений. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье, а также влиять на его отношения с окружающими в последующие годы.
Следует так же отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей, она является составляющейсемейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности- один или оба родителя живут с ребенком и каков характер отношений между ними.
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, дети чувствуют, что их считают никуда не годными, не ощущают родительской поддержки, они будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, как и недостаточный контроль и присмотр за детьми. Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний, применявшихся к детям, когда им было 5-6 лет связана с агрессивностью их поведения в 18-летнем возрасте.
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивноеповедение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания.
Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.
В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей : они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.
Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.
Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка.
Так родители, в ответ на агрессивное поведение ребенка, могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему, с другой стороны, ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым, потому что мать его игнорирует, а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно, чтобы суметь отстоять свои интересы. Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности, как черты личности.