Анастасия Вобликова
Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка в дошкольном учреждении. Правильная и хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Публикация «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» размещена в разделах
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС в ДОУ приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Одними из главных принципов ФГОС в работе учителя-логопеда является создание развивающей образовательной среды и осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Работая учителем-логопедом в ДОУ, я занимаюсь, в первую очередь постановкой и автоматизацией звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения данной проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики, отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия и вовлечет ребенка в коррекционный процесс. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во-первых, дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Но именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
-регулировать психоэмоциональное состояние детей;
-формировать положительную мотивацию к занятиям;
-преодолевать барьер в общении;
-создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
-создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Хотелось бы остановится на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком. Такие дают возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий; повысить речевую мотивацию; компенсировать недостаточность фонематического слуха; активизировать и восстанавливать высшие психические функции; автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую и проблемную ситуацию а также сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть веселый Буратино, который очень хочет в школу; или кукла, рассказывающая детям о частях тела; динозаврик Звукоежка, который потерял звуки; бельчонок, который ищет друзей и т. д. Все эти персонажи погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или поиграть с ними, и соответственно научиться чему то новому. В конце занятия герои благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т. п. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как: самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с карандашами, игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры резинками, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, и т. д. ; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью различных игровых картинок. У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Я применяю игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт самолет?» (Что несём в корзинке, «Строим дом», «Чудесный мешочек» (Волшебная шкатулка, «Волшебный волчок», «Лесенка-чудесенка», «Поле чудес» и др.
Так же мною было изготовлено авторское многофункциональное игровое пособие «Логопедический бизиборт».
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.