Светлана Симонова
Из опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире на первый план перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении становится задача профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.
Агрессия затрудняет приспособление ребенка к условиям жизни в окружающем его обществе и занимает важное место в отклоняющемся поведении дошкольников. Дети, которые проявляют агрессию, обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях ЦНС. Коррекция агрессивного поведения воспитанников определяется проблемами в познавательной и досуговой деятельности и результатами проведенной мною диагностики агрессивности детей с отклонениями в развитии.
Публикация «Из опыт работы „Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Наблюдения показали, что агрессивные дети, чаще всего, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими, а так же создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение детей вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, приводит к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интроверсией и экстраверсией.
Поиски способов снижения агрессивности воспитанников привели меня к мысли о коррекции агрессивности.
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому организму, не желающему подобного обращения.
Проблема агрессивных детей звучит, как проблема неуправляемых “трудных” воспитанников, имеющих сложности в организации своего поведения, создающих проблемы в процессе взаимодействия с окружающими его сверстниками взрослыми.
Агрессия - это целеленаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния психической напряженности, страха, подавленности и т. д.) При этом агрессивные действия выступают :
• в качестве средства достижения значимой цели;
• как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
• как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключаются в агрессивных реакциях на различного рода раздражители. В психологии принято выделять вербальную и косвенную агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости и игры, споры, драки и конфликты.
Агрессия выражается в том, что ребёнок часто действует, не подумав, находясь в порыве ярости. Проведённые мной исследования показали, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Для оценки степени склонности ребенка к агрессии я использовала ряд методик: опросник “Агрессия” (рисунок 1, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест “Руки” Э. Вагнера тест “Дом – дерево - человек”, и другие методики. Изучив агрессивное поведение детей можно сделать вывод, большинство негативных явлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время, у некоторых из детей входящих в “группу риска” агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
В большинстве случаев причинной агрессивного поведения детей становятся сами взрослые, провоцирующие ребёнка на агрессивные действия. В общении с агрессивными детьми до вспышки агрессии в большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Многие из детей способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров. Если взрослые считают, что лучше “не доводить до греха”, можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать. Иногда помогает отвлечь старшего дошкольника каким-то интересным для него занятием. В том случае, когда маленького скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится — нужно попробовать отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Взрослому следует подкрепите резким “Нельзя!”. Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может помочь остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие поступки ему не позволены. Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.
1) Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно.
Некоторые дети быстро заучивают формулу “Прости, прости”, чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
2) Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: “Драться нельзя” или: “Не кусаться!” Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить.
3) В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как “шалопая”.
4) Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики “Иди и дай сдачи” вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: “Вот я укушу тебя, будешь знать!” Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах — кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева. В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.
Необходимо избегать директорских указаний, повышение тона голоса. В конфликтной ситуации взрослому желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребё нок почувствовал: ему полностью доверяют, на него надеются. Иногда рекомендуется лёгкое наказание. Это может быть просто словесное неодобрение, лишение “привилегий”. От физического наказания необходимо воздержаться, дабы не усилить агрессию. Необходимо помнить негативные методы воспитания неэффективны у агрессивных детей. Существенным условием формирования навыков самоконтроля агрессивных детей является выделение и освоение социальной стороны контроля в период агрессии, как особых взаимодействий между детьми. Адекватным способом снижения агрессивности служит специально организованная игровая деятельность игротерапия, в которой правила взаимоконтроля составляют основное содержание игровых действий детей.
В игре создаются благополучные условия для снижения агрессии, изменяется отношение к своему “Я”, повышается самопринятие, так как низкая самооценка, уменьшается агрессия. Благодаря игре у детей удалось сформировать частичный самоконтроль в период агрессии. Однако роль взрослого остаётся чрезвычайно важной. Общение между ребёнком и взрослым осуществляется как бы на двух языках. Один – это язык понятий, категорий, осуществляемый по средствам слов и предложений, которому взрослые придают большое значение. Второй – “язык” человеческих чувств – не менее эффективное средство общения и регуляции деятельности и поведения. Очень важно, что б к активному использованию “языка” чувств ребенок готов значительно раньше, чем к использованию вербальных средств. Поэтому я в работе с агрессивными детьми использовала сказкотерапию. Психокоррекционные сказки применяются для мягкого влияния на поведение агрессивного ребенка. Под коррекцией здесь понимается – замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего в период агрессии. При работе со сказкотерапией я использую следующий алгоритм:
1. Подбираю героя близкого агрессивным детям по возрасту, характеру.
2. Описываю жизнь героя так, чтобы дети нашли сходство со своей жизнью.
3. Затем помещаю героя в реальную ситуацию похожую с ситуацией в жизни ребёнка и приписываю герою все переживания ребёнка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Задача, которая стоит передо мной, через сказочные события показать ребёнку с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения в период агрессии, найти позитивный смысл в происходящем.
5. Герой в лице ребёнка понимает свою неправоту и становится на путь изменений. Важно, чтобы у детей в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизнь.
Известно, что всякая агрессия — внутренняя или внешняя является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.
Тактика психотерапевтических воздействий мной строилась в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведении ребенка.
Я, считаю, что целесообразным строить психологическую и коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
1 этап — переживания эмоционально-неадекватных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. На первом этапе работы с агрессивными детьми необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений и до более сильных форм аутогенной тренировки. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработки самоконтроля.
2 этап связан с эмоционально-личностным дифференцированным отношением. На втором уровне работы целесообразно акцентировать внимание на психокорреционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающее стресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой, формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.
На 3 этапе ведущей задачей для себя ставила формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня право морального контроля, также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях. Однако не все виды физической активности могут быть полезны агрессивным детям. Для них противопоказаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент, такие как, например, соревнования. Рекомендуются упражнения, носящие аэробный характер, такие как длительные прогулки, езда на велосипеде, подвижные игры. Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который хорошо влияет на психическое состояние, снижает уровень агрессивности, напряжённости, улучшает самочувствие. Но есть некоторые правила, прежде, чем ребёнку дать физические упражнения, он должен быть обследован медицинским работником, с целью исключения сердечно-сосудистых заболеваний. В своей работе с агрессивными детьми я использовала арт-терапию, с целью коррекции агрессивного поведения. В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.
Практика работы с использованием методов и приёмов снижения агрессивного поведения даёт положительные результаты, что доказывает эффективность этой системы. Результатами работы в этом направлении можно считать частичную сформированность навыков самоконтроля в период агрессии, снятие внутреннего напряжения, снижение расторможенности.
Результаты наблюдений показали, что в ходе сказкотерапевтической работы агрессивные ребята сопереживают сказочным героям и обращаются к своим чувствам, дети больше стали задумываться о своих поступках. Отдельным детям легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своего гнева, агрессии. Очень важным моментом является развитие самоконтроля, повышение регулятивных возможностей психики детей. Развиваются психические процессы : внимание, память, воображение, мышление. Воспитывается воля, самостоятельность, усидчивость. Всё это позволило в течение последнего времени улучшить взаимоотношения агрессивных детей с группой сверстников и повысить их активность.