Анна Деньгина
Программа коррекции агрессивного поведения «Добрый Я!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время под влиянием неблагоприятных социально-психологических и биологических факторов, таких как: ухудшение материально-экономического положения людей, неблагоприятная экологическая обстановка, нестабильность в семейных взаимоотношениях увеличивают численность проявлений нарушений в эмоциональном развитии детей. Данные факторы обостряют чувствительность, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к отклонениям в поведенческой сфере ребенка, агрессии.
Публикация «Программа коррекции агрессивного поведения „Добрый Я!“» размещена в разделах
Дети, посещающие учреждения дошкольного образования – детские сады - вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Исследования агрессии, проведённые в средней и старшей группе МДОУ № 51 города Кирова выявили ряд детей, систематически использующие агрессию как способ достижения цели в играх с детьми (толкаются, кусаются, щипаются, царапаются, проявляющие косвенную вербальную агрессию в жалобах родителям и воспитателям на сверстников, прямую вербальную агрессию в виде обзывательств и использования нецензурных выражений в адрес детей и педагогов. Агрессивность в эмоциональном состоянии имеется у детей средней и старшей группы в отношении 75% и 65% соответственно от общего числа детей группы (25 и 15).
В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности отражена в работах Р. Бэррона и Д. Ричардсона, 3. Фрейда, К. Лоренца, Мак Дауголла, Щолларда, Басе Берковиц. Отечественные исследования в этой области: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В. С. Мухина, изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение особенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессивности (А. А. Рояк, Л. С. Славина, Л. И. Божович и др., изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В. В. Лебединский и др., изучение влияния индивидных свойств человека (например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимоотношениях между детьми (Т. Г. Васильева). Роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л. А. Абрамян, А. И. Захаров, А. М. Прихожан, изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, анализ методов диагностики агрессивности (С. Л. Завражин, Д. В. Лубовский и др., поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В. И. Гарбузов, М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович, А. И. Захаров, С. В. Капранова, Н. В. Клюева, В. В. Лебединский, М. И. Чистякова и др.).
Таким образом, опираясь широкую исследовательскую базу и учитывая современные тенденции роста агрессивности среди детей, обусловливают необходимость коррекционных мероприятий педагога-психолога, направленных на преодоление негативных эмоционально-поведенческих явлений. Тем самым, мы видим необходимость и актуальность составления программы коррекции агрессивного поведения для детей 4-6 лет в условиях дошкольного учреждения «Добрый Я!».
Цель программы:
коррекция агрессивного поведения детей путем оптимизации и нормализации способов поведения
Задачи:
1. Предоставить возможность проявить агрессивные чувства и снять чрезмерное напряжение детей.
2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности дошкольника.
3. Обучить приемам саморегуляции и выплеска агрессивных желаний в конструктивной и приемлемой форме.
4. Расширить деятельностный и поведенческий репертуар.
Сроки реализации программы
сентябрь-май
Условия реализации программы:
Программу реализует педагог-психолог детского сада
Требования к помещению:
]специализированная игровая комната или музыкальный зал (достаточно просторное для подвижных игр)
Целевая группа:
[/b]
дошкольники детского сада 4-6 лет (средняя-старшая группы, воспитатели данных групп, родители этих детей.
Количество участников:[/b
]2- 6 детей.
Дети в групповую работу включаются после серии индивидуальных занятий, подготавливающих к работе в группе.
Противопоказания:
крайняя агрессивность, низкий интеллектуальный уровень, явные физические недостатки.
Форма и методы работы:
[/b]
С детьми: цикл групповых занятий с применением тренинговых процедур и упражнений, обсуждений, подвижных игр, рисуночных и двигательных экспрессивных техник, сказко- и литеротерапия.
Количество занятий:
с детьми - 10 по 1 занятию в неделю по 1 академическому часу каждое. Всего-10 часов активных занятий и по 2 часа диагностических процедур и оценки эффективности мероприятий. Итого 14 часов.
Продолжительность занятия 25-30 мин.
Принципы:
- контакт с ребенком и его семьей;
- уважительное отношение к личности ребенка и родителей;
- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
-сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.
Планируемые результаты психологической работы:
В условиях сотрудничества психолога с воспитателями и родителями (принятие проблемы, выполнение рекомендаций и др.) прогноз коррекции положительный.
Критериями эффективности
проводимой коррекционной работы могут служить:
В эмоциональном плане:
- преобладание положительных эмоций;
- изменение характера рисунков (появление светлых красок и тем, выражение положительных эмоций).
В когнитивном плане:
- знание способов сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
В поведенческом плане:
- исчезновение в поведении явных агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- переориентация агрессивных эмоций в конструктивное русло, способность к сублимации: появление новых видов деятельности (совместная игра, рисование, лепка и т. д.)
Диагностические критерии эффективности программы:
• анкеты по критериям агрессивности (М. Алворд, П. Бейкер; Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) покажут снижение показателей агрессивности;
• методика ДАТ не выявит признаков агрессивности или динамика в сторону уменьшения ее проявления;
• Методика «Руки» отразит положительную динамику в восприятии рук, снижение количества директивности и агрессивности в высказываниях ребенка;
• наблюдения в процессе игры и учения отметят положительную эмоционально-поведенческую динамику.
Содержание программы
Блок 1. Диагностический (2ч) (сентябрь-декабрь)
Цель: выявление агрессивных тенденций и их особенностей
Диагностика детей
1. Изучение медкарт, работ продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация по замыслу).
2. «Детский апперцептивный тест» (ДАТ) (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 17-26);
3. Предварительная беседа с ребенком (о семье, других детях в ней, об интересах, друзьях, «Интервью с ребенком» (Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков);
4. Тест «Руки» (Hand-Test) Э. Вагнера (см. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999,с. 292-293);
Блок 2. Установочный (2 ч) (январь)
Цель: установление контакта психолога с группой
Занятие 1. «Давай знакомиться»
Цель: Знакомство, начало сплочения группы
Занятие 2. «Давай дружить»
Цель: сплочение группы, актуализация отрицательных эмоций
Блок 3. Коррекционный (8 ч) (январь - февраль)
Цель: непосредственная работа по коррекции эмоционально-поведенческих трудностей и обучение приемлемым формам конструктивного поведения
Занятие 3. «Мы такие…разные!»
Цель: актуализация видов и причин нежелательного (агрессивного поведения, развитие эмпатии и конструктивного общения
Занятие 4. «Я не злюсь, я радуюсь»
Цель: Выход негативных эмоций, эмоциональная разрядка и научение адекватному выражению чувств
Занятие 5. «Мой гнев»
Цель: продолжать знакомство с эмоцией гнева (злости, снижение эмоционального напряжения
Занятие 6. «Мое настроение»
Цель: высвобождение от агрессии
Занятие 7. «Крибле-крабле-бумс!»
Цель: помочь детям понять и научиться адекватно выражать негативные эмоции (обиду, раздражение, злость).
Занятие 8. «Спокойствие, только спокойствие»
Цель: Обучение эффективным способам общения, выражения гнева и агрессии, высвобождение от агрессии
Занятие 9. «Все под контролем»
Цель: развитие выдержки и навыков самоконтроля
Занятие 10. «Я танцую, мне хорошо»
Цель: выражение негативных эмоций, эмоциональная разрядка посредством двигательной экспрессии
Блок 4. Оценка эффективности (2 часа) (апрель)
Цель: оценка результативности программы
В целом, программа представлена циклом занятий, каждое из которых имеет сходную структуру: процедура приветствия, упражнение-активатор, упражнение (игра)-актуализатор негативных эмоций, выплеск и отреагирование негативных эмоций, обучение социальной приемлемой форме выражения эмоции и поведения, релаксация, процедура прощания.
Программа составлена при использовании литературы:
1. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: Психологический практикум / О. II. Истратова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 349 с.
2. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Практическое пособие/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М. : Генезис,2002.- 208с.
3. Ломакина, Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст]/ Г. Ломакина. -М. : Центрполиграф, 2010.-158 с.
4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры[Текст]: Практическое пособие для психологов, педагогов и роди-телей/ М. А. Панфилова. -М. : «Издательство ГНОМиД», 2001. - 160 с.
5. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Электронный учебник] / http://www.myword.ru
6. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314с