Наталья Кузнецова
Копилка советов для родителей «Общение с детьми дошкольного возраста и комплекс пальчиковой гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с детьми дошкольного возраста
Когда ребёнок проснё тся:
- обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»;
- радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт;
- не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищённости, уверенности, свободы;
- относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье…»;
В течение дня:
Публикация «Копилка советов для родителей „Общение с детьми дошкольного возраста и комплекс пальчиковой гимнастики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
- не сравнивайте его с другими близкими людьми, родственниками, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым;
- каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»;
- успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твоё волнение, твоя радость, твоя грусть…»;
- поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем-то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне, я тебя пожалею» и т. д. ;
- не используйте в общении с ребёнком резкие формы воздействия – это может спровоцировать агрессивную вспышку;
- не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы;
- признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с ребёнком – важнее.
Предъявляя требования к поведению ребё нка:
- будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось;
- не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определённых норм поведения (например, «Говори тише»);
- старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным явлениям, оценивая их определё нными словами: «хорошо», «плохо» и т. д. ;
- помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Например, вместо «Не трогай, не бегай!» лучше сказать: «Положи на место, сядь, посиди»;
- вводите чёткую систему конкретных запретов; произносите их громко и чётко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
- не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чём-либо, если он устал или чем-то расстроен;
- предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий; взаимодействуйте с ним в мягкой форме, без насилия».
Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки:
- чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;
- через похвалу и ласку стимулируйте в ребё нке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая;
- порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книгу, это не хорошо»;
- не унижайте достоинство ребёнка, не акцентируйте внимание на его неудачах;
- если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;
- когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда…», «Ты вообще…», «Вечно ты…». Он лишь сегодня сделал что-то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится:
- как ты сегодня (сейчас) разговариваешь со мной;
- поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми.
Если,то…
- Если ребёнок капризничает, упрямится, постарайтесь выяснить причину его недовольства и только после этого принимайте какое-либо решение.
- Если ребёнок увлечённо играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал.
- Если ребёнок не хочет купаться, постарайтесь чем-либо привлечь его внимание: положите в ванну плавающие игрушки, попускайте мыльные пузыри, поиграйте с малышом в водный пистолет.
- Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию психического напряжения.
Любите своего ребёнка таким, каков он есть!
Комплекс пальчиковой гимнастики
Комплекс пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. (Методические рекомендации для родителей)
Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторки, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
- Я использую следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;
3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д. ;
4) изобразительную деятельность:
лепку из теста, пластилина, глины, раскрашивание, штриховку;
Работу по развитию кистей рук я провожу систематически по 3-5 минут, ежедневно в детском саду и даю родителям задания на дом.
Поначалу дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале они выполняются пассивно, с моей помощью, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
«Обучение чтению в добуквенный период».
(Консультация для родителей).
Большинству родителей перед поступлением в школу говорят, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.
Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д. Б. Эльконин и которые выдержали уже 30 – летнюю практику.
Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они еще указывают на мягкость и твердость. Нужно знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а-я», «о-ё», «э-е», «у-ю», «ы-и».
Вначале схемы слов заполняем фишками трех цветов, а затем буквами.
Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудно-улавливаемые звуки с другими свойствами слова, с его значением;
Дети обучающие чтению по этой системе практически избавлены от наиболее распространенных ошибок: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не затрудняются на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, - занятие чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
Этапы работы и игры
1. Выделение звука в словах.
–«Звуковой домик» - в окошке звук зовет гостей:
«Т – т-т», «К – к- к»;
- «Доктор звуков» - прописывает»лекарство» - 10 слов со звуком (.);
-«Умная стрелка» - находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр и т. д;
1. Выделение первого и последнего звука в словах.
-«Начни говорить слова, а я догадаюсь»
-«Поймай слово за хвост»
-«Угадай, что я прошу» и т. д;
3. Интонационные выделения последовательности фонем в слове.
- «Заколдованный звук» (ударный гласный) – звучит дольше и
громче в слове;
- «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове;
- «Учим говорить Незнайку» - он пропускает звуки в словах и т. д. ;
4. Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части.
- «Братцы - гласные здороваются» - произносить свой звук долго –
громко;
- «Ступеньки» - игрушки шагают по ступенькам, произнося свое
имя и т. д. ;
5. Различение ударных и безударных гласных звуков.
- «Без ошибок повтори» - «оуа», «оуа», «оуа», и т. д. ;
- «В чьём вагончике поедет ….?» и т. д. ;
6. Различение гласных и согласных звуков
- «Называю звук» - поднять фишку – красную, если звук гласный,
синюю – если согласный;
«Братцы гласные дружат с согласными звуками»
-оп, ат, ук, им, ыв и т. д. ;
7. Знакомство с твердыми и мягкими согласными.
- «Тим – Там» - изменение звука в слове;
- «В каком окошке кто живет?» - где чей звук? и т. д. ;
«Игры для развития речи и мышления дошкольников».
(Рекомендации для родителей).
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому что «детей там учат». В общее это верно, но ведь малышам так хорошо дома!
И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос для мамы – чему учить!
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих.
Совсем другую реакцию вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру: «Поживаю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить предложения. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка»?; «Какой автобус?») Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справиться, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедиться в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отношение.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему»? ( Задавая такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож цветок, коряга, ветка?»). Отвечаете сами, но слушаете внимательно и ребенка. Ведь у наших детей такие непосредственные творческие восприятия!
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в детских книжках.
Например: Орел на горе, перо на орле.
Около кола – колокола.
Предложите ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, громко, тихо?
Например: Милая моя, ты не спишь?
Вы, ели на завтрак мороженое?
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Поиграйте со своими детьми, доставьте им радость!