Вн
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети 5 - 7 лет
o Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
o Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
o Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.
Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Пальчиковому театру ученые придают большое значение, так как это упражнение:
•стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные.
• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, которые затем усложняются.
• Выкладываются фигуры по заданному образцу.
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.
Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:
• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
• Сосчитать уголки (острые и тупые, входящие в фигуру.
• Самому придумать и сложить фигуру.
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.