Евгения Бусырева
КОП «Сказочный синквейн»
Паспорт образовательной программы
краткосрочной образовательной практики
Полное название программы «Сказочный синквейн» (синквейн – 5 строк).
Краткое название «Речевая лесенка».
ФИО автора Бусырева Е. В.
Возраст детей 5-6 лет
Количество занятий 3 занятия
Публикация «КОП „Сказочный синквейн“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Актуальность Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Цель программы Составление небольшого рассказа; согласование существительных с прилагательными и глаголами.
Задачи: - Научить составлять небольшие рассказы;
- Развивать умение подбирать синонимы, согласовывать слова в предложении.
Материалы и оборудование Разрезные картинки, алгоритмы составления синквейна, иллюстрации.
Перспективный план Перспективный план
Тема, цель Игровая деятельность оборудование
Занятие № 1
Тема: «Поиграем со словами».
Цель: расширение словаря детей; знакомство с обозначениями синквейна. Мотивация: входит Бабушка-Загадушка.
- Здравствуйте, ребята, веселые труллялята…
- В тот ли садик я попала? Как называется ваш д/сад?
- Значит, правильно я нашла дорогу. Я вам подарки принесла, игру.
- Упражнение «Скажи, какой? какая? какое? какие?»;
- игра «Кто что делает?»;
- упражнение «Составь из частей целое»;
- знакомство с детей с символами-обозначениями: «слова-предметы», «слова-определения», «слова-действия», «слова-ассоциации», схемами предложений.
Разрезные картинки; алгоритмы составления синквейнов.
Занятие № 2
Тема: «Речевая лесенка».
Цель: согласование слов в предложении Мотивация: размотан клубок с нитками.
В: - Кто размотал клубок, может узнаем, кто это сделал? А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок? (по мере продвижения встречаются игры и иллюстрации, про которые нужно составить синквейн).
- Игра «Подбери признаки»;
- составление совместных синквейнов на тему «Семья», «Дом», «Кукла, «Кошка» и др.
Иллюстрации с изображением дома, семьи, куклы, кошки, алгоритмы составления синквейнов, клубок.
Занятие № 3
Тема: «Наш синквейн».
Цель: самостоятельное составление небольшого рассказа на заданную тему. Мотивация: звучит музыка, появляется волшебная Книга сказок.
В: - Давайте посмотрим, что в ней? (читаем)
- Налево пойдешь – в сказку «Гуси-лебеди» попадешь!
- Направо пойдешь – в сказку «Серая шейка» попадешь!
- Прямо пойдешь – в сказку «Царевна-лягушка» попадешь!
- Игра «Узнай по описанию».
Иллюстрации с изображениями сказочных героев, книга сказок.
Конечные результаты Ребенок научится составлять небольшой рассказ, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Приложение 1.
Правила составления синквейна.
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Может быть пословица, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
• слова-предметы (существительные)
• слова-признаки (прилагательные)
• слова-действия (глаголы)
• слова-предметы (существительные)
Пример составления рассказа :
1. Семья
2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
1 Кукла
2. Кукла красивая.
3. Куклу сажаю в коляску и катаю.
4. Кукла моя любимая игрушка.
5. Игрушка
1 Корова.
2 Корова большая.
3 Корова гуляет по лугу и ест травку.
4 Корова хорошая, потому что она дает молоко.
5 Это домашнее животное.
1 Котёнок
2 Чёрненький, пушистенький
3 Играет, спит, ест
4 Он мой друг
5 Домашнее животное
1 Дом
2 Большой, красивый
3 Защищает, греет
4 Нужен всем людям
5 Убежище
1 Арбуз
2 Круглый, вкусный
3 Катится, растёт, зреет
4 Арбуз – это большая ягода.
5 Лето