Наталья Конюхова
Актуальные проблемы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
подготовила: Конюхова Наталья Олеговна - музыкальный руководитель
МДОУ "Детский сад №114 общеразвивающего вида" г. магнитогорска.
Публикация «Актуальные проблемы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями ДОУ» размещена в разделах
В должностные обязанности музыкального руководителя входит работа по координации действий педагогического коллектива и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определение направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
Музыкальный руководитель участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы (музыкальные вечера, развлечения, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия, спортивных мероприятиях, обеспечивая их музыкальное сопровождение, консультирует родителей и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию праздничных мероприятиях.
Для этого музыкальный руководитель должен обладать управленческими компетенциями. Однако существующая система подготовки будущих музыкальных руководителей в первую очередь делает акцент на приобретение музыкальных навыков и методических знаний, а обучение менеджменту практически отсутствует, то есть музыкальные руководители – это педагоги-музыканты, а не организаторы деятельности по музыкальному воспитанию.
К тому же, неуспешность делового сотрудничества музыкального руководителя с другими членами педагогического коллектива является серьезным недостатком в реализации задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Это заставляет рассматривать готовность к деловому сотрудничеству в качестве базисной педагогической ценности, позволяющей реализовать преемственность в работе субъектов деятельности, обеспечивать эмоционально положительный фон процесса воспитания, оказывать положительное влияние на его результативность
В настоящее время есть определенные формы совместной работы, но не существует системы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и другими специалистами. Необходимо совместное планирование деятельности, распределение функциональных обязанностей, непосредственное и опосредованное взаимодействие на занятиях, в быту детского сада, в свободной самостоятельной деятельности детей, педагогическая рефлексия. Контакт музыкального руководителя с воспитателем требуется для успешного проведения музыкального занятия и детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов – все это гарантирует удачное проведение праздника. Важно разработать алгоритм реализации этих действий.
Другой проблемой является недостаточный уровень профессионально методической компетентности воспитателей в руководстве музыкальной деятельностью и музыкальным творчеством детей, в том числе и их культурно-эстетической информированности. Воспитатели не всегда могут продолжать реализовывать задачи музыкального воспитания на высоком уровне, грамотно выполнять поручения музыкального руководителя.
Повышение музыкальной грамотности воспитателей, формирование музыкального вкуса поможет решить эту проблему. Также нужно формировать музыкально-творческую активность воспитателей, которая проявляется в музыкальной эрудиции и положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, в творческих умениях осознавать особенности музыкальной речи, свободно оперировать музыкальными впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы и руководить музыкально-творческой деятельностью детей.
Особое внимание нужно уделить таким формам взаимодействия как : ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, разъяснение содержания и методов работы по музыкальному воспитанию детей в каждой возрастной группе, обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям.
Наиболее важным моментом является обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях, их участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов.
Необходимо также уточнить функции воспитателя на музыкальном занятии : оказание помощи детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников.
Совместно с музыкальным руководителем создаются музыкальные и театральные уголки в группе, а также определяется музыкальный репертуар, который используется в повседневной жизни и работе с родителями по вопросам музыкального воспитания.
Чтобы решить проблему повышения музыкальных компетенций воспитателей, необходимо актуализировать их музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей. Необходимо создать условия развития музыкальной культуры воспитателей дошкольных учреждений: накопление музыкальных знаний, интонационного опыта восприятия произведений из "золотого фонда" музыкальной культуры во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков, развитие стремления к самообразованию.
Существуют системы методов развития музыкально-творческих способностей - контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки, беседы, идентификации, вариативного поиска поли-художественных аналогов, а также системы заданий по осознанию особенностей музыкальной речи (разных метроритмических интонаций, типов фактуры, способов мелодического развития, гармонических функций, разновидностей музыкальной формы, жанров). Данные методы можно применять в работе с воспитателями.
Подводя итоги, можно сделать вывод: хорошие взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, поэтому проблема поиска новых, эффективных способов взаимодействия является актуальной.