Светлана Кругом
Контроль как инструмент оценки управления качеством
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль как инструмент оценки управления качеством.
Современные условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы дошкольное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.
Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Публикация «Контроль как инструмент оценки управления качеством» размещена в разделах
В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели.
Осмысление понятия «качество» приводит нас к его историческим истокам. Вспоминаются слова И. Ньютона, который говорил: «Я потому видел так далеко, что стоял на плечах гигантов».
автор Формулировка определения качества Аристотель III в. до н. э. «Различие между предметами — дифференциация по признаку "хороший-плохой…"Китайская версия ХVIII в. «Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов—"равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги, следовательно, качество тождественно понятию высококлассный", "дорогой…"Гегель XIX в. н. э. «Качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество» Исикава К. ХХ в. «Качество — свойство, реально удовлетворяющее потребителей…» Джуран Дж. М. ХХ в. «Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям…» Э. Деминг ХХ в. «Качество нацелено на требования потребителя, настоящие и будущие”Международный стандарт серии ИСО 9000 ХХ в. «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей» Закон об образовании
ХХI в. «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» Читая определение, которое дано в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 2 п. 29, мы выделили для себя ключевые слова: комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОСам, достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).Осмыслили для себя такие понятия, как Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования. Улучшения качества образования- процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой качества образования. Изучили и структурировали нормативно – правовые документы, определяющие стратегию развития образования в РФ, в т. ч. в сфере качества. Провели:
- Анализ кадрового потенциала. Анкетирование: что наши педагоги вкладывают в понятие «качество». - Анкетирование родителей: как они определяют качество работы ДОУ.
- Анализ внутренних и внешних факторов, способствующих повышению качества.
- Проанализировали соответствие РППС предъявляемым требованиям.
- Провели мониторинг индивидуальных потребностей сотрудников в области содержания труда (методика В. Н. Клюевой).Контрольно-аналитические данные, отразили реальную ситуацию и придали целенаправленность работы в сфере качества. Для более глубокого понимания качества обратились к международным стандартам серии ИСО (международная система качества, и к системе TQM - тотальный менеджмент качества. Ключевым элементом улучшения качества (согласно стандартам серии ИСО) считается умение управлять процессами. А одним из основополагающих принципов построения системы менеджмента качества (СМК) является принцип процессного подхода. Мы обратили внимание на эталонную модель Эдварда Деминга.
В схеме Деминга мы видим, как улучшить процессы и повлиять на результаты, а именно: качественно планировать, качественно выполнять, качественно контролировать. Она помогает выявить несоответствия в процессах и повлиять на результаты.
Мы создали для себя процессную модель МДОУ «Детского сада № 182» и выделили три ключевых процесса: управленческий (стратегическое планирование, организация, мотивация и контроль);
образовательный (педагоги, дети, родители);обеспечивающие, а именно 5 условий ФГОС, которые мы перевели в процессы. На входе ребенок, педагоги, родители, РППС, мониторинговые исследования, планирование т. е. то что у нас имеется. На выходе то, что мы хотим получить (удовлетворенность заказчиков, достижение целевых ориентиров, выявление несоответствий.
Это непрерывная цепь. Вход управление процессами Выход выявление несоответствий План по улучшению качества. Вход и т. д. Улучшение качества одного процесса влияет на улучшение качества других. Внутри каждого процесса свои инструменты (таблицы, матрицы, аналитические справки и т. д.). У каждого процесса есть хозяин, который владеет ситуацией и отвечает за качество, он же и является контролирующим звеном.
Особая роль принадлежит процессу контроля. В первую очередь мы проанализировали систему контроля в нашем детском саду и выяснили, что наш контроль скорее помогал учреждению функционировать, чем развиваться. Мы пришли к выводу, что цель должна быть не исправление, а предотвращение ошибок (несоответствий). Далее, актуализировали знания по теории контроля (А. Файоль, М. М. Поташник, К. Ю. Белая) и, по - новому посмотрели на виды контроля, методы, принципы. Поняли для себя, что контроль должен ориентироваться на повышение эффективности и качества работы, поддержку всего нового, важного, нужного. Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение.
Концептуальную основу в нашем подходе составляет идея мотивирующего контроля. Мотивация, согласно Р. С. Немову - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Мотивирующий контроль – это контроль, нацеленный на позитивное партнерство, сотрудничество с акцентом на результат. Мы выделили для себя два основных правила мотивирующего контроля :1. Оценка работы сотрудника будет для него значимой и привлекательной, если он уверен в ее справедливости и реалистичности требований, предъявляемых проверяющим. Слишком высокие стандарты воспринимаются как недостижимые, а слишком низкие не порождают чувства успеха.
2. Не будьте дотошным контролером выполнения каждого решения – установите сроки и оставьте человека наедине с задачей. Пусть подчиненные экспериментируют, даже если это иногда приводит к ошибкам.
Любые вопросы, связанные с управлением, требуют структурирования и контроль не является исключением (Таблица № 1 – фрагмент).
В таблице отражен определенный спектр работ. Это своего рода матрица, помогающая осмыслить объект и предмет контроля. Она является основной, системообразующей для создания других таблиц. Это управленческий инструмент.
На основании этой таблицы составляется график контроля на месяц (Таблица № 2).
Результаты контроля могут быть как положительными, так и отрицательными. Очевидно, что накапливание положительного потенциала (поощрение, положительная оценка труда, уважение) повышают мотивационную ценность даже отрицательных выводов. В организации мотивирующего контроля большое влияние на качество имеет самоконтроль
Отрицательные выводы по результатам контроля должны быть тесно связаны с требовательностью. В этом случае мотивирующий потенциал сохраняется.
Руководитель может озвучить перспективы материального поощрения, вынесения выговора или обсуждение проблемы на педагогическом совете, но оцениваем мы не человека, а сложившуюся ситуацию.
Таким образом, мы видим, что важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую оптимальную систему контроля всех процессов и результатов.
Невозможно контролировать то, что нельзя измерить. Мы используем единую систему оценки (Таблица № 3).
Данный инструмент помогает выявить проблемы, которые можно разделить на: могу повлиять и от нас не зависят.
Далее составляется план мероприятий по улучшению качества работы ДОУ.
В заключении, следует отметить, что построение целостной системы управления качеством образования в дошкольном учреждении — это процесс, требующий, прежде всего компетентности руководителя и педагогов, принятия каждым членом коллектива философии качества.
А главное - стремиться создать климат взаимного доверия, уважения и поддержки. Будьте энергичны и уверенны в своих действиях и решениях.
Этот путь обязательно приведет к успеху!
Список литературы:
1. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов /
Э. М. Коротков. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2007.
2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В. Г. Афанасьев – М., 2010.
3. Кальней В. А. Технология мониторинга качества обучения. Методическое пособие для учителя [Текст] / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. – М. : Педагогическое общество России, 2007. 4. Коротков Э. М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э. М. Коротков. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.
6. Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в РФ».
7. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования 1155.
8. Региональный проект развития кадрового потенциала системы образования Ярославской области и др.
9. ГОСТ ИСО 9001-2011 «Системы менеджмента качества».