Маргарита Медведева
Инновационные средства оценки успехов воспитанников и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Систематический контроль знаний и умений воспитанников – одно из основных условий повышения качества обучения. Педагог дополнительного образования в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение педагогом различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого воспитанника. Контроль для воспитанников должен быть обучающим.
Публикация «Инновационные средства оценки успехов воспитанников и педагогов» размещена в разделах
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к занятию, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях воспитанников.
Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые педагоги традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности воспитанников позволяет педагогу оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет педагогу дополнительного образования не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения воспитанников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения воспитанниками учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных образовательной программой. Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением воспитанников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В – третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений обучающихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
• контролирующую (выявление состояния знаний и умений обучающихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда);
• обучающую (совершенствование знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации);
• диагностическую (получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся и порождающих их причинах затруднений воспитанников в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок);
• прогностическую (получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе);
• развивающую (стимулирование познавательной активности обучающихся, развитие их творческих способностей);
• ориентирующую (получение информации о степени достижения цели обучения отдельным воспитанником и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал);
• воспитывающую (воспитание у обучающихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности).
Инновационные средства оценки результатов обучения
На всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции педагога, из этого вытекают функции педагога нового типа:
1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона.
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
3. Педагог в современных условиях должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих обучающихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания обучающихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
• учитывает текущую успеваемость воспитанника и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации обучающихся, используя проектирование индивидуального образовательного процесса воспитанника;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым воспитанником.
Портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания обучающихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты воспитанников, педагогов и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения обучающимися материала и его корректировку.
Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
«Сундук регалий» (оценки индивидуальных творческих результатов обучающихся)
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов обучающихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами обучающиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
Шотландский аттестат
Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов обучающихся с тьютором.
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т. д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы обучающихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Индивидуальная маршрутная книжка
Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижений.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности педагога, создают условия сотрудничества обучающихся с товарищами, формируют у них адекватную самооценку.