Ольга Цыганова
Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Поэтому актуальность проведения мониторинга удовлетворенности родителей, связана также с объективной необходимостью в переходе к новой системе оценки качества деятельности нашего образовательного учреждения, ориентированной на стимулирование его развития. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление родителей (законных представителей) обучающихся о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Публикация «Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ» размещена в разделах
В соответствии с нормативными документами федерального и муниципального уровня, нами была сформирована внутренняя система оценки качества образования, куда вошли следующие мониторинги :
1. мониторинг качества образовательных результатов :
- результат освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- результат анализа работы МБДОУ по здоровьесбережению обучающихся (динамика);
- результат мониторинга удовлетворенности педагогов качеством образовательной деятельности МБДОУ.
Одним из них является мониторинг удовлетворённости родителей качеством образовательных результатов, в рамках которого в МБДОУ д/с № 80 два раза в год (апрель, октябрь) проводится социологический опрос родителей (анонимное анкетирование).
2. мониторинг качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность :
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда (включая средства информационно-коммуникативных технологий и учебно-методическое обеспечение);
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда
- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно - методическую деятельность педагогов)
Согласно приказу по МБДОУ, мониторинг удовлетворенности родителей проводится несколько дней в соответствии с графиком. А так же назначаются ответственные за проведение анонимного анкетирования.
Основной целью проведения мониторинга удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся является качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды МБДОУ д/с № 80 для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.
При проведении мониторинга мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение степени удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в системе дошкольного образования;
- изучение эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворенности родителей как участников образовательного процесса качеством образования.
Накануне анкетирования в каждой возрастной группе в информационном родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем мероприятии (образец объявления).
Для честного и анонимного анкетирования в музыкальном зале на столе устанавливается урна, где родители в спокойной обстановке могут заполнить свою анкету и опустить ее в урну. Вечером, анкеты обрабатываются членами комиссии, что дает возможность выявить удовлетворенность качеством образовательных услуг родителей данной возрастной группы. По результатам анкетирования родителей всех возрастных групп оформляется аналитическая справка удовлетворенности родителей качеством образования в МБДОУ д/с № 80.
Анкеты включают в себя несколько критериев для исследования:
- оснащенность дошкольного образовательного учреждения;
- квалифицированность педагогов ДОУ;
- развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- взаимодействие детского сада с родителями.
Оснащенность МБДОУ д/с № 80 оценивалась по следующим параметрам:
- обеспеченность игрушками и игровым оборудованием;
- оснащенность участка ДОУ;
- наличие спортивного инвентаря;
- техническое обеспечение;
- наличие книг, пособий, методической литературы.
Самый низкий показатель удовлетворенности родителей в 2014 году (60%) - оснащение участка МБДОУ д/с № 80. Родители считают, участок детского сада недостаточно оснащен современным оборудованием для обеспечения оптимальной двигательной активности детей.
В 2015 году этот показатель увеличился незначительно (70%, потому что нами была проделана следующая работа: на участках были установлены 2 теневых навеса, заменены все песочницы, приобретено много нового выносного спортивного инвентаря. Но, к сожалению, приобрести новые горки и спортивные современные комплексы, как этого хотят родители, нам пока не удалось.
Достаточно высокую оценку родители дали показателю оснащенность техническим оборудованием (88%, так как во все группы были приобретены ноутбуки и звуковые колонки, что дает возможность педагогам качественно осуществлять образовательный процесс. На всех мероприятиях, организованных с родителями используется мультимедийное устройство. Родителей это вполне удовлетворяет.
Как в 2014 так и в 2015 году родители высоко оценивают готовность воспитателей создать комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Квалифицированность педагогов оценивалась по следующим параметрам.
Анализ проведенного опроса выявил, что в 2014 году по мнению 92%, а в 2015 году 97,7% родителей воспитатели возрастных групп обеспечивают качественный присмотр и уход за каждым ребенком.
В ходе мониторинга, родителям предлагается оценить, какую роль, на их взгляд, играет ДОУ в развитии их ребенка. Развитие ребенка в МБДОУ оценивалось по следующим параметрам.
Большинство родителей (2014г – 96,1 %; 2015г. – 96,2%, принявших участие в опросе, отметили, что их дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят время в детском саду, их привлекают в организуемых мероприятиях на уровне МБДОУ и города. Так же отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада, дети приобретают соответствующие возрасту знания и умения.
В ходе мониторинга родителям предлагается оценить уровень взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. Большинство родителей, принявших участие в опросе (около 70%, отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги учреждения предоставляют консультативную помощь в вопросах воспитания. Однако, 30% опрошенных считают, что им не в полной мере предоставляется возможность участия в управлении учреждением.
Для того, чтобы дать родителям возможность вносить свои предложения, направленные на улучшение работы детского сада и участвовать в управлении учреждением в группах были приобретены и установлены почтовые ящики, куда родители в письменном виде оставляют свои анонимные замечания и предложения. А администрация, в свою очередь, старается оперативно их рассматривать и учитывать при дальнейшей работе. Поэтому показатель в 2015 году повысился до 90,8%.
Таким образом, удовлетворенность родителей качеством образования складывается из совокупности оценок, как положительных так и отрицательных. Проанализировав ответы респондентов можно отметить высокий уровень авторитета МБДОУ д/с № 80: за 2014 год – 92,8%; за 2015 год – 95%.