Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в формировании связной речи играет взаимосвязь эстетического и речевого аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его эмоционального, эстетического и умственного развития.
Развитие образной речи является главной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле слова, которая помогает соблюдать нормы литературного языка, умение передавать свои чувства и мысли, представления в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически, содержательно правильно, выразительно и точно.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Речь становится непосредственной, образной и живой в том случае, если у ребёнка прививается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества и художественной литературы, в том числе и малые фольклорные формы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, считалки) .
Эстетическое, воспитательное и познавательное значение фольклора огромно, так как оно развивает умение тонко чувствовать ритм, методику и художественную форму родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - предания, былины, сказки, легенды, песни, а также малые формы - поговоркм, частушки, потешки, загадки, пословицы, язык которых выразителен, прост и точен.
Среди выразительных средств языка значимое место занимают фразеологизмы, которые придают речи особую образность, яркость, лёгкость и меткость. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств в художественном тексте.
В старшем дошкольном возрасте знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений различных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать стихи, сказки, рассказы, а также следить за развитием действия в произведении, сочувствовать положительным героям.
Нужно обращать внимание ребят на образный язык стихотворений, сказок, рассказов, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных песенок, слов и выражений персонажей.
Усваивая содержание сказки, старшие дошкольники учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации педагога, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, загадки, песенки, потешки дают образцы ритмической речи, знакомят ребят с образностью и красочностью родного языка. Для чтения старшим дошкольникам рекомендуются стихотворения и рассказы.
Содержание стихотворений воспитывает у слушателей умение эмоционально откликаться на прочитанное и чувство симпатии. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в доступной и простой форме: короткие стихотворные строчки, смежная рифма. Повторяя их, детки улавливают музыкальность и созвучность стиха.
Старших дошкольников очень привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой музыкальностью, рифмой и ритмичностью. При повторном чтении ребята начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве ритма и рифмы. Речь детей обогащается запомнившимися ими выражениями и словами.