Любовь
Консультирование родителей в области музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение музыки в развитии ребенка переоценить невозможно. Еще известный русский физиолог В. Бехтерев подчеркивал, что для развития музыкальности детей им необходимо давать слушать музыку с первых дней жизни. В современном мире, к сожалению, не все родители с пониманием относятся к этому высказыванию. Да, музыка присутствует в их жизни, но не все музыкальные произведения можно было бы порекомендовать для слушания и исполнения вместе с детьми. Считается, что музыкальные руководители призваны оказать профессиональную помощь родителям детей, посещающим детский сад в вопросах музыкального воспитания с самых первых дней посещения детского учреждения. Очень важно, на мой взгляд, что тема взаимодействия родителей и педагогов нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2].
Публикация «Консультирование родителей в области музыкального развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет взаимодействие детского сада и семьи как одно из приоритетных направлений в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) [2]. В этой связи важно рассматривать проблему взаимодействия детского сада и семьи учитывая обе стороны. Что я имею в виду?
Итак, «Детский сад — семье» : процесс воспитания и образования мы направляем на активизацию влияния родителей на ребенка посредством повышения их педагогической культуры с помощью профессиональных педагогов. «Семья — детскому саду» : непосредственное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Этим объясняется алгоритм взаимодействия ДОО и семьи [1].
Что же лежит в основе такого взаимодействия? Бесспорно, сотрудничество: совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Неоспорим тот факт, что только педагогически компетентному родителю можно донести мысль о том, какую важность представляет музыкальное воспитание в развитии ребенка, его обогащении эмоциональными впечатлениями, расширении его музыкального опыта при посещении концертов и музыкальных спектаклей. Такие родители,прислушиваясь к советам педагога, стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой, предлагая им посещение кружков, различных студий, музыкальных школ. Музыкальному руководителю приходится постоянно искать новые формы сотрудничества с родителями детей, постоянно повышая уровень своего педагогического мастерства, чтобы поддерживать интерес родителей к педагогическому процессу, а значит, способствовать повышению качества музыкального образования дошкольников. Поэтому тема взаимодействия музыкального руководителя и семьи не теряет своей актуальности. Все перечисленные факторы отражают содержание работы музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [3,4].Музыкальное развитие ребенка (в соответствии с ФГОС) перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием [2]. Я твердо убеждена в том, что музыка и детская творческая деятельность являются неоценимым средством и необходимым условием вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму [4]. Конечно, это один из основных ориентиров для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы. На мой взгляд, эффективно способствуют установлению неформальных контактов с родителями и привлечению их к участию в педагогическом процессе нетрадиционные формы консультирования родителей детей младшего дошкольного возраста. Можно сколько угодно говорить родителям о важности и необходимости музыкального воспитания детей, предлагать памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах, рассказывать о создании предметно-музыкальной среды и при этом не получить желаемого результата. Но стоит предложить родителям самим поучаствовать в изготовлении музыкальных предметов-шумелок и шумовых инструментов для детского оркестра, как они тут же оживляются, проявляют интерес и
инициативу. Именно поэтому мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов и предметов-шумелок как форма группового консультирования родителей пользуются огромной популярностью в нашей ДОО [4]. Конечно, это всегда совместное творчество педагогов и родителей. Для осеннего цикла развлечений и праздников в младших и ясельных группах были предложены для изготовления грибочки и листочки-шумелки. Для выполнения грибочков за основу были взяты использованные емкости от йогуртов «Actimel», наполненные различными крупами. Для придания эстетичного вида шляпки грибов были обшиты коричневым фетром, аппликативно украшены бабочками и божьими коровками, ножки грибов обтянуты мягким шерстяным полотном, связанным крючком. Мамы детей постарались на славу: каждый грибок получился ярким и неповторимым. А сколько радости и улыбок на лице вызвали у детей ясельных групп чудесные грибочки при исполнении песен и плясок, сколько эмоциональных проявлений можно было наблюдать во время игры «Собери грибочки в корзину». Уже во второй младшей группе малыши переносят эти грибы, участвуя в новых играх, а в средней — принимают участие в музыкальной игре, двигаясь между грибами зигзагом.
Еще в нашей коллекции предметов-шумелок появились яркие морковки различных размеров, наполненные крупами, как и грибы. Но они сшиты из крепсатина и поролона, а зеленые листья выполнены из мягкого фетра. Эти морковки у нас всегда являются украшением осенних праздников для детей ясельных и младших групп. А в декабре мы дополняем морковки звенящими мелкими бубенцами, и они обретают новую жизнь, приводя в неописуемый восторг малышей. К примеру, во время детских плясок зайчиков на новогоднем празднике, эмоции, которые испытывают дети легко прочитываются на их лицах, в позах, жестах, во всем поведении в целом. В заключение отметим тот факт, что проводимая в нашем ДОО работа в данном направлении позволила значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. В дальнейшем родители стали активными и инициативными участниками праздничных и образовательных мероприятий, с радостью откликаются на предложение подготовить атрибуты к праздникам и развлечениям, поскольку они имеют уникальную возможность видеть, как их помощь отражается в детях, приносит им радостные эмоции.
Мониторинг эффективности такой деятельности показал, что, работая совместно с семьей, мы формируем устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей, так и их родителей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Самый главный вывод, который хочется сделать: если нам с вами, коллеги, удастся привлечь как можно больше родителей и они выберут активную позицию сотрудничества и сотворчества, значит, все мы соратники и добрые помощники друг другу. А в результате тесного сотрудничества ДОО с родителями мы сможем достичь качественного музыкального воспитания детей.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Зайцева О. Ю., Корнева Г. Г., Труфанов А. Н. Традиции и инновации дошкольного образования //Материалы Всероссийского заочного семинара. — Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. — 570 с.
4. Практические материалы сайта https://docplayer.ru/38996923-Formy-raboty-muzykalnogo- rukovoditelya-s-roditelyami-v-usloviyah-vnedreniya-fgosdoshkolnogo-obrazovaniya.html.