наталия цветкова
Консультация «Воспитание нравственности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании : учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…»
В. А. Сухомлинский
Дошкольная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребёнка. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Каким образом должно быть построено воспитание нравственности у дошкольников?
Воспитание должно строится так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. Содержание и формы воспитательно-образовательной работы конкретизируются с учётом возможностей ребёнка. Педагогам важно проявлять заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств коллективизма, гражданственности. Планомерная систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Всё это определяет общественную направленность личности ребёнка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию.
В реализации задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребёнка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребёнка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание. Нравственное воспитание ребёнка дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьёй. Педагогу необходимо так строить работу с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей. С переходом в новую группу дети осознают себя старшими в детском саду. Это способствует воспитанию у дошкольников уверенности в своих силах, оказывает влияние на развитие их самостоятельности, активности. В старшем возрасте в процессе общений со взрослыми и сверстниками продолжается формирование навыков и привычек культурного поведения. Требования усложняются и к поведению детей, и к их взаимоотношениям со сверстниками. В процессе формирования умений и навыков поведения важную роль играет усвоение детьми правил, закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Очень важно помочь ребёнку увидеть влияние своего поведения на благополучие всей группы. Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Конечно, не всякое поведение детей побуждает педагога использовать шутливый тон. Серьёзность, строгость, категоричность замечания обязательны тогда, когда ребёнок поступил плохо. В каждом конкретном случае педагог ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться в ней, но в любом случае нужно помнить о легкоранимом детском организме, об уважении личности ребёнка, а найти «ключик» к каждому помогут терпение, кропотливый труд, внимание и доброта воспитателя.
В повседневной работе воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями детей: упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Причины этого могут быть разными: избалованность ребёнка, немедленное выполнение всех его желаний или неуважение личности, постоянные наказания, ущемление самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований взрослыми. Существенное значение имеет при этом контакт с семьёй, доброжелательные советы родителям, совместное обдумывание приёмов исправления поведения ребёнка.
Выяснив причины детского упрямства, воспитатель намечает пути педагогического воздействия. Так, если он избалован, целесообразны следующие приё мы: систематические трудовые поручения, связанные не только с самообслуживанием, но и с помощью старшим; руководство и контроль за деятельностью ребёнка без излишней опеки; предъявление строгих требований к качеству выполняемой работы, справедливая оценка. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности и добиваться результата.
Каждый педагог должен регулярно анализировать свою работу с детьми, ведь ребёнок болезненно реагирует на любое резкое слово, грубо сделанное замечание, даже если по содержанию оно и верно. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок понял, почему получил замечание. Особого подхода требуют так называемые «тихие» дети. Их малая активность, спокойное подчинение другим, неумение постоять за себя, вступиться за товарища говорят о несформированности определённых нравственных качеств. Воспитатель стремиться создать такие педагогические ситуации, которые бы развили активность детей, укрепили их веру в свои силы и возможности. Эмоциональный контакт ребёнка и педагога, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создают необходимые условия для развития активности, уверенности, преодоления безразличия.
Формирование отношений между детьми в группе строится на основе взаимных симпатий, умения оценивать поведение сверстников и своё. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми. При благоприятных условиях, когда ребёнок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи – влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Воспитатель должен поддерживать стремление ребёнка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь ближнему. Так ребё нок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, стараться поступать так, чтобы его уважали и любили товарищи.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной работе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей.