Ирина Аюпова
Консультация «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
«Детский сад №16 с. Первомайское»
Воспитатель : Аюпова И. П.
2013г.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности и интеллекта“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй. Никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает :
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
-развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее0
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. По охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплекса подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существует не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален и нуждается в нашей заботе, и закрепляется в практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Важнейшим примером и условием успешной реализации комплексного подхода является создания среды. В которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природо – охранной деятельности.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
-понимание необходимости бережного и заюотливого отношения к природе. основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека.
-освоение норм поведения а природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и быту.
-проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе).
Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, так как в отношении человека и природы лежат гуманные чувства, то есть осознание любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманные отношения к природе, воспитатель исходить должен из следующего: главное, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке.
Как же сформировать у ребенка гуманные чувства?
Только через со – страдание, со – переживание, которые помогают ребенку войти» в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную.
Чувства со – страдания, со – переживания определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить их, помочь попавшим в беду (речь разумеется идет о животных и растениях).
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.
Взрослые должны понимать о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Это дает толчок к размышлению. Поэтому в экологическом воспитании детей дошкольного возраста включаются следующие знания:
-представление о растениях, животных, о их потребностях и способах удовлетворения этих потребностях.
-понимания взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования.
-осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом.
Одних знаний недостаточно для формирвания у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать в посильную для них возраста практическую деятельность (озеленение уголка природы, полив растений, посадка на участке разных культур).
Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненных работ, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и т. д.) способствуют дальнейшему развитию чувств со – страданию и со – переживанию.
Гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей эстетической ценности объектов природы, их непреходящий и неувядающей красоты, поэтому воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. пробудить и развить эстетическое отношение к природе помогает постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на луг, в парк, на огород, в сад, прогулки, рассматривание картинок, иллюстраций и т. д.). Во время прогулок обращать внимание на красоту природы, какие изменения происходят в разное время года, за растениями. Поведением насекомых, птиц, проводятся тематические прогулки.
Уметь наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая удовольствие и красоту жизни( «правда, этот цветок необыкновенно красив?», «посмотрите, какая красивая бабочка!»)
Главное помнить, прежде чем научить детей видеть красоту природы и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать эстетическую сферу, так как чувства дошкольников недостаточно устойчивы и глубоки( «это нравится, а это нет») – избирательный характер, и субъективный( «зайчик нравится потому, что он пушистый, маленький, подвижный, а еж – не нравится, он колючий») характер.
Говоря о прогулках, экскурсиях во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира, несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями, животными, со средой обитания как естественной (лес, парк, сад, огород сквер, учатся беречь и ценить ее. Именно на прогулках и экскурсиях можно учит детей понимать влияние деятельности человека на природу:
-природоохранные мероприятия
-последствия безнравственного взаимодействия (загрязнение атмосферы, водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т. д)
Задача воспитателя – подвести к пониманию тог, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранить и приумножить ее красоту.
Маленький ребенок познает мир с открытой думой и сердцем. Как будет относиться к этому миру, многое зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Залог успешного экологического воспитания является формирование знаний о природе. Такой деятельностью в дошкольном возрасте являются игры, где рассматривается как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка. Экологические игры представляют детям возможность обобщать, закреплять и расширять кругозор, помогают увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма. Но и осознать невозможность нарушения ее целостности. В процессе общения с природой в игровой форме у детей развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Можно использовать такие игры: «Угадай, какой ты зверь», «Загадочная тропинка», «Лесные жители» и другие. Предлагаемые игры направлены на развитие у детей эмоционально – целостного отношения к природе, ее эстетическое воспитание. В ходе игры дети при контакте с объектом наблюдения, при прикосновении к растениям, деревьям, животным должны рассказать об особенностях внешнего вида, развития или ухода за ними, о случаях бережного отношения к растениям и животным.
Чтобы ввести детей в мир познаний о природе и дать элементарные знания простейших закономерностей о живой и неживой природе, надо включать экологические элементы, загадки, игры в другие занятия. Дети знакомятся в игровой форме с понятиями на темы:
«Природа рядом со мной», «Природа – наш дом», «Животные наши соседи на планете», «Зачем нужны растения?», «Мир удивительных открытий».
Известно – речь – основа психического развития дошкольника, поэтому педагогическая задача – это развитие речи. Главный стимул – это установить контакт с детьми. Это можно сделать, используя игровые ситуации (чтение потешек, загадок, заучивание стихов). В этом процессе создается эмоциональный фон, учит детей владеть эмоциями, раскрывает творческие способности. И экологические игры, которые включаются в занятия по развитию речи, помогают детям «найти себя». Чтение потешек, стихов, рассказов о животных, растениях, считалки, загадывание и отгадывание загадок, сопровождаются игрой. Это учит любить животных, общаться с ними, изображать их в инсценировках, сказках, потешках. У детей создается эмоционально – положительное настроение.
Элементы экологического содержания содержатся и присутствуют на занятиях по формированию элементарных представлений. Дети знакомятся с классификацией «Овощи», «Фрукты», «Цветы», в гости к детям приходят животные, птицы. Используя игровую ситуацию дети усваивают легко данный материал. Например: «Прискакал зайчик из леса посмотреть, как ребята занимаются. а дети его рассматривают. Какие у зайца уши? (длинные). А хвост? (короткий).
В занятия включаются игры – упражнения для закрепления материала: «Назови больших, маленьких животных», «Назови животных, у которых длинный хвост, шея» и т. д.
О роли рисования спорить не приходится. Все занятия проходят в игровой форме, используется музыка, игры, включаются элементы ТРИЗа (пальчиковое рисование, рисование по мокрому фону, ладошкой, мятой бумагой).
Такие занятия развивают у детей интерес к рисованию, развивают речь, творчество, фантазию, воображение, любовь к природе, животным. Через рисование дети учатся любоваться красотой природы, познают волшебный мир таинства природы и явлений. Какое счастье излучают глаза детей, когда у них что –то получается.
В общую цель радостных настроений, переживаний. Познаний вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, где в рисунках, играх, рассказах отражают праздничные впечатления.
На праздниках дети встречаются с любимыми персонажами сказок, сами играют роли животных, читают стихи, поют песни. На пирмере поведения этих животных дети учатся любить своих близких, уважат дружеские отношения и отношения к старшим.
Во всех мероприятиях ни один ребенок не оказывается безучастным, получает свою, пусть небольшую роль. Темы праздников и развлечений разнообразные, проводятся физкультурные досуги и спортивные праздники. Экологические праздники дают представление о Земле (круглая, красивая, голубая0, на ней много рек, полей, лесов. Дети знакомятся с животными разных континентов элементарными понятиями о явлениях природы, даютпредставления, что такое экология.
Воспитывает интерес ко всему новому на Земле, создается праздничное настроение, интерес к познанию.
Формирование экологической культуры – это знания о природе, о ее охране, бережном отношении других актуальных проблем дают экологические знания.
Занятия призваны решать образовательные и нравственные задачи.
Основная задача – это дать элементарные знания о ее представителях (внешний вид, образ жизни).
Практически все занятия построены в игровой форме, в виде эксперимента, доброжелательной беседы, это дает детям возможность учиться сравнивать, анализировать, использовать знания, ранее полученные на занятиях. Широко используются загадки в картинках, рисунках, литературные произведения, наглядные пособия, фотографии, иллюстрации. Занятия с экспериментом и исследованием развивают у детей любознательность, логическое мышление, учат делать выводы. Это такие занятия «Служба спасения», «В гостях у Знайки», «Почему идет снег», «Праздник Почемучек». Дают знания детей о явлениях природы, Каждое знакомство с природой, есть стремление превратить занятие в урок детского творчества. Так, например, когда зима проснется от зимнего сна и с наступлением тепла, дети отправляются в парк. Где можно найти первую травку, а потом первые цветы –одуванчик. При встречи с цветами детям напоминали о бережном отношении к весенним цветам, что их не нужно топтать, рвать. Цветы будут радовать своей красотой других. А во время экскурсии на луг разрешить детям побегать по травке, попрыгать, насладиться красотой природы. Когда дети отдохнут, можно почитать стихи, рассказы, поиграть, провести беседу.
Большое значение в экологическом воспитании детей имеет различные мероприятия по формированию познавательного интелекта детей к природе. Это такие мероприятия: рассматривание деревьев, кустов, цветов, покрова земли, наблюдение за животными, которых можно встретить в округе детского сада, целевые прогулки, наблюдение за природой.
Наблюдая за природой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь ит. д., характер влияния (идет дождь – мокрое все)
Знакомясь, таким образом,с погодными явлениями, их характерными особенностями дошкольники получают основы эстетического восприятия природы, учатся понимать причинную зависимость сезонных явлений. Поэтому целенаправленная, разнообразная по форме и методам работы с детьми разных возрастов позволяет сформировать представления о сезонных явлениях, о труде людей, о красоте природы.
Старшее поколение, да и мы среднее еще помним из далекого детства свои ассоциации. Связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по траве, купались в речке, собирали полевые цветы. Ловили рыбу, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это помогало нам мечтать, верить в светлое будущее.
Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, призываем оглянуться вокруг себя и увидеть всю красоту природы.
Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ее.
А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка впечатлениями, используя для этого игры, пособия, со вкусом сделанные игрушки.