МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Бондаренко Ольга
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад»

Консультация для воспитателей детского сада

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Выполнил: ст. воспитатель Бондаренко О. А.

2017 год

Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта“» размещена в разделах

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

- гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

-понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

-освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

-проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

-представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

-осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Публикации по теме:

К вопросу об экологическом воспитании школьников: формирование нравственности, духовности, интеллекта К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТАФормирование нравственности, духовности,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Консультация для воспитателей на тему «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей» Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблемы экологического воспитания.

Консультация для воспитателей «Социализация детей с ЗПР с помощью дидактической игры через экологическое воспитание» Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках социализации.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание» в старшей группе Консультация для воспитателей Тема: «Экологическое воспитание» Старшая группа №11Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Экологическое воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи,.

Консультация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта» Человек и природа. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но. Пожалуй. Никогда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 09:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД