Олеся Климова
Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
как психолого-педагогическая проблема.
Проблема воспитания культуры поведения дошкольников актуальна в психолого-педагогической литературе, о чем свидетельствует ряд исследований (Г. А. Андреева, Р. С. Буре, Г. П. Лаврентьева, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.) [2; 13; 18; 21; 29; 35].
Публикация «Консультация „Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
По определению Г. А. Андреевой, «культура поведения – часть нравственной культуры человека, характеризующая нормы бытия, поступки человека (в семье, в коллективе, в общественных местах)» [2, с. 64].
В. А. Сластенин разделяет точку зрения Г. А. Андреевой, добавляя, что «проблема воспитания культуры поведения дошкольников целиком входит в понятие их нравственного воспитания, а понятие нравственности есть нравственная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, которые регулируют индивидуальное поведение человека» [29, с. 310].
По мнению И. Ф. Харламова, «формирование нравственной воспитанности, есть не что иное, как переход моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение…»; «нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения» [35, с. 345].
Со слов А. С. Макаренко, «о нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда человек правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания» [21, с. 66].
А. С. Абрякова полагает, что воспитание культуры поведения у дошкольников есть процесс формирования положительных моральных отношений между детьми, усвоение ими норм и правил гуманного поведения, выработка устойчивых приемлемых для современного общества форм поведения» [1, с. 22]. Нравственная культура, подчеркивает А. С. Абрякова, «представляет собой степень овладения ребенком дошкольного возраста общественным сознанием и общественными отношениями как способов регуляции действий в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д., как степень овладение культурой человеческого общежития» [1, с. 22].
Как отмечает В. Г. Эндрикова, «формирование нравственных чувств у дошкольников связано с развитием общечеловеческих качеств, с приобщением их к миру общечеловеческих ценностей, культурному поведению. Полноценное развитие нравственных качеств, выражающих отношение к себе и другим людям, человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия, – предлагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие нравственного сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков» [38, с. 4].
Л. П. Крившенко замечает, что воспитание культуры поведения личности ребенка есть усвоение ими системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения» [17, с. 108].
Говоря о культуре поведения дошкольников, Г. В. Лаврентьева считает, что «нравственные чувства и собственно эмоции как форма их выражения выступают своего рода психологически механизмом, при помощи которого личность ребенка постепенно начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Оценки, правила, действия становятся для школьника значимыми тогда, когда они пережиты, эмоционально окрашены. Эмоциональное преподнесение правила культурного поведения, эмоционального отношение ребенка к нему способствует его усвоению» [18, с. 6].
Процесс воспитания культуры поведения у дошкольников обусловлен необходимостью регулирования обществом поведения людей, которое, по мнению С. А. Яковлева, включает две взаимосвязанные задачи:
– выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т. п. ;
– внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки [40, с. 24].
Вторая задача решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у детей дошкольного возраста соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности, культуры поведения.
На значимость проблемы формирования культуры поведения у дошкольников указывают многие психолого-педагогические исследования (Л. И. Божович, Л. Г. Болотина, Р. С. Буре, О. Л. Зверева, В. Е. Каган, Г. П. Лаврентьева, Л. И. Лисина, А. С. Макаренко и др.) [5; 6; 13; 18; 20; 21].
Прежде чем определиться с понятием «культура поведения», раскроем суть термина «поведение».
По мнению В. П. Зинченко, поведение – это «извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой» [27, с. 288].
В педагогических словарях понятие «культура поведения» трактуется как «соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими»; как «совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения» [25, с. 272].
В. Я. Воронова определяет понятие «культура поведения» как «часть нравственной культуры человека, характеризующая нормы бытия, поступки человека (в семье, в коллективе, в общественных местах)» [8, с. 23].
По утверждению Г. М. Коджаспировой, культура поведения есть «соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими» [14, с. 153].
И. В. Шаповаленко говорит о том, что «если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности; каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами» [36, с. 47].
Современная дошкольная педагогика и детская психология располагают рядом исследований, посвященных проблеме изучения детьми дошкольного возраста правил культурного поведения, развитию положительных взаимоотношений, способствующих воспитанию культуры поведения, о чем свидетельствуют труды Г. В. Лаврентьевой, М. И. Лисиной, А. С. Макаренко, Л. Ф. Островской и др. [18; 20; 21;].
По мнению Г. В. Лаврентьевой, «регулировать поведение личности ребенка дошкольного возраста – это, с одной стороны, предоставлять ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, поощрять их, с другой стороны – побуждать личность воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведение» [18, с. 5].
Г. В. Лаврентьева в своих исследованиях указывает также и на тот факт, что «если определенные формы поведения усваиваются детьми дошкольного возраста только как автоматически закрепленные умения, навыки, привычки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, – они не способствуют воспитанию нравственного поведения», важно вырабатывать у ребенка внутренние механизмы саморегуляции поведения. Решение этой задачи «начинается с самого рождения ребенка и продолжается на всем пути становления его как личности» [18, с. 5].
Итак, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
Анализ литературных источников показал, что проблема воспитания культуры поведения дошкольников – актуальна на современном этапе развития общества. Культура поведения есть часть нравственной культуры человека, характеризующая нормы бытия, поступки человека; это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.
Культура поведения ребенка дошкольного возраста представляет собой соблюдение элементарных требований и правил человеческого общежития, умение выбора форм повседневного поведения, в которых находят выражение нравственные нормы.