Закевич Наталья
Консультация «Виды задержки психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Виды задержки психического развития"
Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.
Публикация «Консультация „Виды задержки психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основные виды ЗПР :
Конституциональная форма полностью зависит и определяется наследственностью. У таких детей наблюдается отставание не только в психическом, но и в физическом развитии. В большинстве случаев у них всегда хорошее настроение, а полученные обиды быстро забываются. Однако, слабая эмоционально-волевая составляющая не позволяет до конца сформировать положительную учебную мотивацию. Это основная причина неуспеваемости, поскольку малыш выполняет лишь то, что представляет какой-то интерес. В целом, прогноз такой задержки благоприятный, при условии целенаправленного педагогического воздействия.
Соматогенная задержка происходит у малышей, рожденных здоровыми родителями. Ее основной причиной являются перенесенные заболевания, оказывающие негативное влияние на функции мозга. При наличии нормального интеллекта, малыш становится рассеянным и не может нормально сосредоточиться на учебном процессе. Адаптация в коллективе происходит с большим трудом. Такие дети всегда проявляют вежливость, адекватно реагируют на окружающую обстановку. Однако, сами они не проявляют инициативы, отличаются пассивностью и бездеятельностью, требуют постоянного руководства и подталкивания к действию со стороны взрослых. Нередко ребенок чувствует сильное утомление, сопровождающееся головной болью и снижением аппетита. Из-за этого он может отказаться от выполнения заданий. Такие малыши нуждаются в постоянной лечебно-педагогической помощи. Как правило, они обучаются в специализированных школах санаторного типа или в классах, где создан соответствующий режим.
При психогенной форме у детей наблюдается нормальное физическое развитие. Единственным серьезным недостатком является мозговая дисфункция. В основном она возникает из-за неблагоприятных социально-психологических факторов. Поэтому интеллект постепенно снижается, поведение несамостоятельное, отношение к окружающим безразличное, эмоции носят поверхностный характер. К такому ребенку требуется индивидуальный подход и специфические приемы обучения. В большинстве случаев ситуацию удается выправить и вывести успеваемость на нормальный уровень.
Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.