Лилия Хитрова
Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов «Как автоматизировать звуки у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов
Как автоматизировать звуки у детей с ограниченными возможностями здоровья
Успешная коррекция звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя-логопеда и частоты логопедических занятий, главное – это автоматизировать звук в самостоятельной речи ребёнка.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов „Как автоматизировать звуки у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Логопедические занятия по исправлению звукопроизношения не принесут никакого результата, если ребёнок, выходя из логопедического кабинета, не пользуется в речи исправленным звуком, поэтому долг родителей – помочь ребёнку следить за произношением вне стен детского сада, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений.
Чаще заостряйте внимание ребёнка на том, чему он уже научился, что он умеет, стимулируйте пользоваться полученными навыками.
Основные этапы введения звука в речь :
1. Этап постановки.
Логопед вырабатывает у ребёнка правильное положение органов артикуляции для произнесения. На данном этапе Вы можете помочь своему ребёнку, выполняя с ним специальные упражнения, данные логопедом, не стоит пренебрегать занятиями с ребёнком на данном этапе, так как этот этап один из самых важных.
2. Этап автоматизации звука в изолированном варианте.
Работа над звуком на данном этапе заключается в отработке произнесения только одного звука, который был ранее поставлен. Достаточно эффективным и несложным вариантом помощи будут игровые моменты:
Повтори, как жужжит жук: «ЖЖЖ»,
Повтори, как рычит собака: «РРР»,
Повтори, как шумит вода: «ССС»,
Повтори, как звенит комарик: «ЗЗЗ»,
Повтори, как шумит лес: «ШШШ»,
Повтори, как гудит пароход: «ЛЛЛ»,
Повтори, как мы чихаем: «АЧ, АЧ» и так далее.
3. Этап автоматизации звука в слогах.
На данном этапе автоматизируемый звук соединяется с согласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова.
Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Л, Р
осуществляется по следующей схеме (звездочками обозначен автоматизируемый звук) :
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в обратном слоге А*, Ы*, О*, У*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
Звуки Ч, Щ, Ц автоматизируются по другой схеме :
- в обратном слоге А*, О*, У*, Ы*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
4. Этап автоматизации звука в словах.
Этот этап заключается в постепенном введении звука в речь, ребёнок учится ощущать звук в структуре слова, контролировать смены поз перед произнесением автоматизированного звука и готовить ребёнка к употреблению звука в словах, которые он может встретить в повседневной речи.
5. Этап автоматизации звука в тексте.
После того, как ребёнок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, логопед подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное употребление звука. Когда автоматизация звука находится на данном этапе, родители должны следить, чтобы ребёнок произносил звук правильно и в самостоятельной речи во всей деятельности, иначе, звук не будет введен в речь, и работа, проделанная на предыдущих этапах, будет бессмысленной.
Как организовать работу над звуком дома?
Учитель-логопед дает индивидуальные задания для автоматизации поставленных звуков. Есть несколько ключевых моментов при выполнении этих заданий, которые нужно строго соблюдать.
Правила выполнения домашних заданий:
•Ребёнку ничего не должно мешать, он должен сидеть прямо и собранно перед зеркалом (можно использовать настольное зеркало, света должно быть достаточно, чтобы ребенок видел себя, но лучше поставить лампу.
• Перед отработкой звуков нужно выполнить комплекс гимнастики, особенно обращая внимание на те упражнения, которые вырабатывают правильное положение языка для нужного вам звука (например, свистящие звуки С, З образованы нижним положением языка, необходимо следить за выполнением тех упражнений, при выполнении которых язык находится внизу).
• Ребёнку необходимо объяснять, как образуется нужный звук, как работают губы, в каком положении зубы, как работает язык, в каком
положении он, как проходит воздух (например, когда произносим звук Ш губы округлены, зубы разомкнуты, язык поднят к верхним зубам в форме чашечки, воздух проходит посередине языка через кончик).
• Затем взрослый медленно и разборчиво читает слова и словосочетания, четко и длительно выделяя нужный звук, а ребёнок также повторяет, для усложнения задачи ребенку взрослый читает слова без акцента на нужном звуке, а ребенок, наоборот, делает этот акцент.
• Занятия должны повторяться каждый день по 10-15 минут, если ребёнок хорошо справляется с домашним заданием, можно добавить упражнения из предыдущих заданий.