Наталья Шихова
Консультация «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников
СЛАЙД 1 Титульник
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса
передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий.
Публикация «Консультация „Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения.
Задача данной технологии для дошкольников была актуальна во
все времена, однако, на современном этапе данный вопрос приобрел особую
значимость в свете обозначенной направленности на формирование общей
культуры, а также развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования.
- Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то основная его задача, что бы дети ставили перед собой цели. Достигали их и оценивали результаты.
СЛАЙД 2
Это важная задача требует от ребенка критического мышления.
Кпитическое мышление – это умение мыслить.
СЛАЙД 3 теоретико-методологические основы развития критического мышления
И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжении всей жизни.
СЛАЙД 4 Характеристики ребенка, умеющего критически мыслить
Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
СЛАЙД 5 Технология развития критического мышления :
Сегодня мы встречаем все больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.
СЛАЙД 6
Их использование способствует на основании деятельностного подхода формированию креотивности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников.
СЛАЙД 7
Одной из таких развивающих технологий, которая эффективно способствует формированию этих навыков именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно, являеться технология «Кроссенс»
СЛАЙД 8
Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов.
При решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов».
СЛАЙД 9 (примеры кроссенса)
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и
последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в
центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан
по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно
установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться
только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом,
получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
СЛАЙД 10 (от 2 картинок,4 ,9)
Дошкольникам старшей группы 5-6 лет осилить кроссенс,
состоящий из девяти смысловых картинок сразу сложно. Поэтому я,
основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенсы с
полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его
педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним
ребенком, так и с группой.
СЛАЙД 11 «Почемучек». кроссенс «Осень»
Для привлечения внимания и интереса детей использовала картинку веселых и любознательных «Почемучек». Когда они появлялись, дети уже знали, что будем решать кроссенсы.
Для начала работы, необходимо определение темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Детям предлагаю отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений. Решение кроссенса : время года – осень.
СЛАЙД 12 Способы чтения кроссенса «Солнышко», «Улитка», «Крест»
Классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Я думала, что дошкольникам трудно удержать такой объем информации, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. Но, на начальном этапе применения технологии, мы уже составляли с детьми классический кроссенс из 9 ячеек, проговаривая возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Способы чтения кроссенса в нашей группе ребята предложили назвать : «Солнышко», «Улитка», «Крест».
СЛАЙД13 Алгоритм создания кроссенса для детей находится постоянно перед глазами, крупный вариант на доске или мелкий на планшете:
СЛАЙД 14
-При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие
параметры:
1. Чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;
2. Чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
3. Все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
4. Нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее
короткий ассоциативный ряд;
5. Тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.
- Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми
СЛАЙД 15
• на стадии определения темы образовательной деятельности
• для определения и постановки проблемы
• для закрепления материала
• как способ организации групповой работы
• как творческая совместная работа родителей с детьми
СЛАЙД 16 РЕЗУЛЬТАТ
-Технология Кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни. Они раскрывают новые грани понимания привычных
вещей.
СЛАЙД 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!