Ирина Гирфанова
Консультация «Технологии социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Публикация «Консультация „Технологии социализации дошкольников“» размещена в разделах
Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Социалогические исследования дошкольной сферы показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Все остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать.
Задачами социального развития дошкольников являются :
1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.
Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.
Предлагаемая система социализации дошкольника включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно.
Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1. Клубный час.
2. Проблемная ситуация.
3. Рефлексивный круг.
4. Дети – волонтеры.
5. Волшебный телефон.
6. Социальная акция.
7. Ситуация месяца.
8. Развивающее обучение.
9. Технология включения родителей в образовательный процесс.
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут под опосредованным контролем взрослых свободно в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по звонкут колокольчика возвращаются в группу.
Цели клубного часа:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
- учить детей ориентироваться в пространстве
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1) тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
Можно выделить следующие типы «Клубного часа» :
- свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
- тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.
- деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
Например, в музыкальном зале спектакль, в физкультурном – подвижные игры, в группе мастерят из природного материала.
- творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
2) периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
3) правила поведения детей во время «Клубного часа» :
«Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
«Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
«Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;
«Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
«Говори спокойно»;
«Ходи спокойно»;
«Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
«Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;
Чтобы ребенком соблюдались правила была введена система «красных кружков». Каждому ребенку на время клубного часа выдается по три кружка, которые он кладет в специально сделанную сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила. На рефлексии по окончании мероприятия ребенок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» он пропускает.
4) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
5) порядок начала программы «Клубного часа».
Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, - тематический, деятельностный или творческий;
5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даё тся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
6) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждаются такие вопросы:
• Где ребёнок был?;
• Что тебе запомнилось?;
• Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?;
• Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?
• Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час. и намечают, как его лучше провести. «Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Один рассуждает: «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я все успею». Другой сокрушается: «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать».
Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу». Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция на снижение нарушения правил, взрослые больше и разнообразнее предлагают виды деятельности, а дошкольники – свои проекты. Также регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа», дисциплинирует детей не только во время самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Снижаются конфликты среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в другие режимные моменты.
В целом регулярное проведение «Клубного часа» 1 раз в неделю, даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дошкольники узнают большинство детей сада и относятся к ним более дружелюбно;
- дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;
- у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно в время проведения «Клубного часа»;
- воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве не только в организации «Клубного часа», но и в другие режимные моменты;
- родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду («Неужели такое возможно в обычном детском саду!») и стремятся к сотрудничеству с ним.
Ежедневный рефлексивный круг
Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:
– сплочение детского коллектива;
– формирование умения слушать и понимать друг друга;
– формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
– обсуждение планов на день, неделю, месяц;
– развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Круг начинается с речевки. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе – 10–20 минут. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определё нный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр круга свечу, мягкий предмет (мяч) который дети передают друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д.
Нельзя оценивать высказывания детей. Если не знаешь, как реагировать на высказывание ребенка, спроси о его чувствах, покивай головой или скажи «Так бывает».
Правила «рефлексивного круга»
- говорит кто-то один или тот у кого мяч
- отвечать на вопрос, который задан
- не повторять
- если не хочешь можешь не говорить
Дети-волонтёры
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий». И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов ДОО.