Анжела Фролова
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего, на улучшение его качества. Оно в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Для ребенка семья-колодец, из которого он черпает ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь дети учатся ответственности, уважению, состраданию и искренности. Для любого ребенка семья –первый институт социализации.
Публикация «Консультация „Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ“» размещена в разделах
Общие положения Стандарта указывают на необходимость построения партнерских взаимоотношений между семьей и ДОУ. Дословный перевод понятия «партнерство» -деление на равные доли участия взаимоотношений как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка. В связи с этим Федеральный стандарт прописывает основные принципы дошкольного образования:
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Возникла необходимость по-новому выстраивать систему взаимодействия с семьей. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать, что может стать длительным и сложным процессом.
В каждой семье по-разному протекает процесс воспитания, но при этом каждая семья в разной степени нуждается в квалифицированной помощи педагога. Не всегда родители обладают достаточным объемом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги только могут помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Не всегда мнения родителя и воспитателя совпадают. И задача педагога непосредственно наблюдающего ребёнка и знающего его проблемы, состоит в том, чтобы привлечь родителей к взаимодействию и сотрудничеству, подвести к знанию и пониманию педагогических принципов, а также быть в поиске доверительности и теплоты в отношениях по схеме «родитель-воспитатель-ребенок». Для решения всех этих задач к нам на помощь приходят как традиционные, так и современные технологии.
Познавательные формы взаимодействия с родителями :
Традиционные и нетрадиционные родительские собрания;
Родительские гостиные;
Тематические консультации;
Открытые занятия с детьми для родителей;
«Дни открытых дверей»;
Клубы для родителей;
Тренинги;
Индивидуальные консультации;
Посещение семьи;
Ведение сайтов;
Семинары-практикумы;
Мастер-классы;
«Круглый стол»
Устные журналы.
Телефон доверия
Досуговые формы взаимодействия
Праздники, соревнования, утренники, мероприятия, концерты;
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи;
Совместные экскурсии и походы;
Благотворительные акции.
Наглядно-информационные формы взаимодействия :
Уголок для родителей;
Выставки, вернисажи детских работ;
Выпуск газет;
Информационные листы;
Памятки для родителей;
Папки-передвижки
Видиофильмы.
Информационно-аналитическая форма:
Анкетирование;
Опросы;
«Почтовый ящик».
Письменные формы:
Брошюры;
Пособия;
Доска объявлений;
Личные блокноты;
Отчеты;
Буклеты.
Все эти формы работы помогают повысить педагогическую культуру родителей и их осведомленность о жизни детей в ДОУ; дают возможность принимать родителям непосредственное участие в жизни детского сада, помогают педагогам поближе узнать о жизни семьи,для оказания своевременной помощи; способствуют созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; установлению преемственных связей с детьми и их родителями, а также повышению ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Семья и детский сад должны взаимодополнять друг друга, потому что без участия какой-либо из сторон, в воспитании могут появиться пробелы. А в отношении воспитания детей мы не должны допускать ошибок. Таким образом, необходимо применять как можно больше новых современных форм и методов общения с родителями. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, мы помогаем увидеть им особенности мировосприятия детей, лучше понять своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в жизни ребенка и быть готовыми всегда оказать ему поддержку. В результате позиция родителей становится более гибкой, поскольку они из «зрителей» и «наблюдателей» превращаются в активных участников воспитательно-образовательного процесса.