Лилия Гумерова
Консультация с элементами тренинга для педагогов «Профессиональная компетентность педагога ДОУ. Решение конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с элементами тренинга для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ. Решение конфликтных ситуаций"
Гумерова Лилия Фаукатовна.
Публикация «Консультация с элементами тренинга для педагогов „Профессиональная компетентность педагога ДОУ, Решение конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относят:
•методологическую,
•психолого-педагогическую,
•коммуникативную,
•исследовательскую,
•презентационную,
•акмеологическую, (саморазвитие)
•икт-компетентность
Профессиональная компетентность педагога включает в себя ряд компетенций – то есть знаний, умений, навыков, которые составляют педагога. Компетенции можно разделить на личностные и профессиональные. Как вы думаете, что такое личностные компетенции? А что такое профессиональные компетенции?
Сейчас я буду зачитывать вам ряд компетенций, а будете разделять их на личностные и профессиональные.
- высокая самооценка;- позитивное отношение к жизни;- вера в добро;- умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему;- умение меняться, учиться у жизни.
На второе место выходят интеллект, эрудиция, формы общения, энергичность, профессионализм. - терпимость- доброжелательность - чуткость- уравновешенность (единый стиль общения как с «легкими», так и с «трудными» детьми)- общечеловечность (любовь к каждому воспитаннику).Тактичность, сдержанность, коммуникабельность, знание психолого-педагогических закономерностей развития, умение работать с компьютером, умение организовать дисциплину, поставленный голос, умение соблюдать субординацию с родителями воспитанников, уважение к коллегам, уважение к труду напарника, эмпатия (сочувствие, умение найти общий язык с коллегой, умение составлять рабочую программу, планы работы.
Итак, начнём упражнения.
1. Упражнение «Настроение по цвету».
Цель: по цветовому обозначению определить общий эмоциональный фон тренинговой группы.
Оборудование: вырезанные цветные небольшие круги, два конверта «Настроение группы перед началом тренинга» и «Настроение в конце тренинга»
Ход упражнения: педагогам предлагается выбрать один из предложенных цветных кругов, соответствующее по «цвету настроения» в данный момент и положить в конверт «Настроение группы перед началом тренинга». Затем педагог-психолог сообщает о том, чтобы каждый постарался запомнить, какой цвет он выбрал. В конце тренинга психолог объявит результаты.
2 Упражнение «Слово настроения».
Цель: создание позитивного настроения, настроить на работу в группе.
Ход занятия: Каждому участнику предлагается называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло»). Называют по кругу по очереди.
Рефлексия: Как вы думаете, эти два упражнения можно применить в работе с детьми? По вашему мнению, к какой компетентности педагога можно определить эти упражнения? (психолого-педагогическая, презентационная).
3 Упражнение «Внимание!»
Цель: создать условия для быстрого реагирования и переключения педагогов на другой вид деятельности (психологическая компетентность, коммуникативная).
Ход: Уважаемые педагоги, внимание, Вам даётся две минуты, чтобы построится в колонну по росту.
Рефлексия: Молодцы. Обратите внимание, в какой части колонны стоит каждый из вас. Какие качества, способности (или умения) нужны детям, чтобы они построились в колонну?
4 Упражнение «Рельсы-шпалы»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, показать способ тактильного взаимодействия (психолого-педагогическая компетентность, можно рассмотреть и как коммуникативную или методологическую компетентность, в зависимости от поставленной цели).
Ход: педагогам предлагается в том же порядке (стоят в колонне) повернуться в одну сторону друг другу спиной. Затем совершить массажные действия с речевым сопровождением:
Рельсы-рельсы (по спине тыльной стороной ладони проводить вертикальные линии,
Шпалы-шпалы (по спине тыльной стороной ладони проводить вертикальные линии,
Едет поезд запоздалый (сжатыми в кулак кистями рук водить по спине)
Бежали пассажиры (подушечками пальцев легкими «бегающими движениями» водить по спине,
Рассыпали горох (пальцами ударными легкими движениями)
Пришли гуси – пощипали (совершать небольшие пощипывания по спине,
Пришли куры – поклевали (пальцами постукивать по спине,
Пришёл дворник - всё подмёл (потирания ладонями,
Поставил стул, поставил стол (сжатыми в кулак кистями рук, как «молоточком» постукивать по спине,
И написал: «Уважаемые пассажиры, будьте осторожны!» (совершать имитацию письма по спине).
5 Упражнение «Просьба».
Цель: создать условия для совершенствования коммуникативной, социально - психологической и исследовательской компетентности педагогов.
Ход: сейчас ваша задача состоит в том, чтобы после прочтения моей просьбы, вы, в кратчайшие сроки, нашли себе «пару», то есть того человека, который будет обладать указанным признаком.
1) найдите человека у кого такой же цвет глаз как у вас.
2) найдите человека, который любит ездить на природу.
3) найдите человека, у которого двое и больше детей.
4) найдите человека, который родился не в Хакасии.
5) найдите человека, который любит зелёный чай.
6) найдите человека, у которого день рождение в марте.
Примерный перечень просьб для дальнейших встреч.
найдите человека чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
найдите человека с необычным хобби или увлечением;
найдите человека кто живет ближе всех к детскому саду;
найдите человека, у которого столько же колец на руках, сколько и у Вас
найдите человека у кого такой же цвет глаз как у вас
найдите человека у кого есть дома домашние животные
найдите человека кто любит кофе
найдите человека кто умеет играть на музыкальных инструментах
найдите человека у кого есть огород
найдите человека у кого больше всех веснушек
найдите человека у кого сегодня платье такого же цвета, как и у Вас
найдите человека кто любит сладкое
найдите человека кто занимается спортом
найдите человека кто любит зеленый цвет
найдите человека у кого есть часы на руке
найдите человека у кого день рождения в феврале
найдите человека кто не любит сладкое
найдите человека у кого самый маленький размер обуви
найдите человека того, кто любит чтото коллекционировать
Рефлексия: к какому виду компетентностей можно отнести данное упражнение? Обоснуйте ответ.
6 Упражнение «Итоговое настроение».
Цель: узнать об общем эмоциональном фоне группы в конце тренинговых упражнений.
Оборудование: вырезанные цветные небольшие круги, конверт «Настроение в конце тренинга»
Ход: уважаемые педагоги, перед упражнениями, я вас просила определить своё настроение по цвету. Сейчас я попрошу сделать то же самое, положить нужного цвета кружок в конверт «Настроение в конце тренинга». И сейчас мы проведём анализирующую деятельность: изменилось ли настроение? Что этому способствовало?
Рефлексия: могут ли пригодится упражнения в вашей работе? По вашему мнению, какие компетентности являются ведущими для педагогов ДОУ? Какие упражнения вам понравились больше всего? Почему?
Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
А теперь предлагаю приступить к обсуждению нашей второй темы консультации.
Решение конфликтных ситуаций.
В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Конфликтные ситуаций, возникающих в коллективе детского сада, могут быть:
• между педагогами;
Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.
• между воспитателем и родителями
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,
не переодели грязную футболку) ;
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между педагогами:
Пример 1
В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.
Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).
Комментарии психолога: На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.
Пример 2
В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?
Комментарии психолога: Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!
Рассмотрим теперь примеры конфликтов между воспитателем и родителями.
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Комментарий психолога: Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае педагогу было рекомендовано уклониться от конфликта- это помогло сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком путем оформления стенда об организации занятий и игр дома для родителей.
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий психолога. В данной ситуации это хороший выход. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но желательно доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.
Ситуация 3
Ребенок берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, родителей детей из группы, но не своего ребенка.
Комментарий психолога: Очень важно в этой ситуации не навешивать на ребенка "ярлыков"- называть его вором. Педагогу было рекомендовано проявить чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразить недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя.
Ситуация 4
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Комментарий психолога Для решения данной проблемы педагогу было рекомендовано участие во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
-Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.
В заключении хотелось бы для поддержания стабильного психологического состояния у вас, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств провести психологическую зарядку.
Психологическая зарядка.
Упражнение на стирание стрессовой ситуации. Сядьте как можно удобнее и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. В ваших руках карандаши и ластик.
Вспомните негативную ситуацию, произошедшую с вами на работе. Возьмите в руки карандаш такого цвета, который отражает ваши чувства. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которая не дает вам покоя. Вы можете нарисовать момент, как коллега обронил неприятное слово в ваш адрес, или как родитель ребенка высказывает вам претензии. Эту ситуацию необходимо забыть. Это может быть реальная картинка.
Вы нарисовали свою обидную ситуацию. Вы четко видите перед собой на листе бумаги неприятный момент из рабочей жизни.
Теперь мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги свой рисунок. Представьте, как вы нажимаете ластиком на лист бумаги, и рисунок медленно исчезает с листа, оставляя за собой лишь кусочки стертого ластика. Ваш лист становится пустым и чистым. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа.
Сейчас вы откладываете чистый лист бумаги в сторону, поднимаете голову и чувствуете невероятное облегчение, словно тяжелый груз печали упал с груди. Вы спокойны, наполнены гармонией и любовью. Медленно откройте глаза.