Наталья Чентырева
Значение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
1. Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют. В играх ребёнок развивается, учиться, развлекается, отдыхает. Особенно нужна игра дошкольникам – не зря этот возраст называют возрастом игры. А рядом с игрой всегда игрушки. Они помогают ребёнку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость.
Публикация «Значение игры в жизни ребёнка, Народная игрушка и её педагогическое значение, Ценность народной игрушки» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей. Весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Игрушка обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости любознательности. Игрушки помогают ребёнку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность широко раздвинуть рамки игры, разнообразить её содержание.
Игрушка наиболее доступное детям произведение искусства.
Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением её истории. Игрушка как и игра отражают свою эпоху. В различные социальные эпохи менялась тематика, содержание, оформление, материал, техника изготовления игрушек в соответствии с духовными и материальными ценностями общества. Общая тенденция создания игрушек во все времена – это тесная связь с образом жизни людей и особенностями их труда. Ещё Н. К. Крупская отмечала: создавая игрушку, надо учитывать её педагогическую ценность и интересы детей. Игрушка должна помочь детям изучать окружающую действительность, стимулировать развитие их инициативы, самостоятельности.
О. К. Зинченко считает, что с игрушками у дошкольников ассоциируются определённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.
Игрушка – это художественное произведение, задача которого – дать выразительный образ человека, животного, какого либо предмета. Хорошая игрушка реалистична, она передаёт основные, типичные черты действительности. «Утка должна быть действительно уткой, - писал А. М. Горький. – Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребёнка сходством с поросенком или зайцем. Нужно стремится к занимательности. Нужно, чтобы игрушка вызывала более или менее длительное удивление ребёнка, ибо удивление – это начало понимания и путь к познанию».
Главное педагогическое требование к игрушке – это побуждать детей воспроизводить те действия и отношения, которые известны или характеризуют исполняемую роль.
2.
Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на предмет народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражё н разнообразный круг детский интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Для неё характерны упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, не удерживаемая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях – Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др. Столица
«игрушечного царства» находилась в Подмосковье в Троице Сергиевом посаде.
В русской народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Дети смотрят с улыбкой на кувыркающихся обезьянку, медвежонка, смеются рассматривая бодающихся козликов, клюющих кур и ярких птичек, кувыркающегося на турнике клоуна. Очень забавны многие народные игрушки – яркие свистульки и рожки, смешные «дергунчики», солдатики перестраивающиеся из пар в четвёрки, знаменитые богородские кузнецы с медведями, которые способны заставить горько плачущего ребёнка забыть о своих обидах и улыбнуться. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком. Действием. Широко известны игрушки : ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такие, в которых познавательный момент выведен ярко и отчётливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отличает её от пособия.
Изобразительное народное искусство адресовано к детям именно через народную игрушку. Всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенный вятской художнице – игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она ответила: «А вот смотрю чем бы ребятишек позабавить да потешить…да и придумаю». И выходили из её рук разные кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки – свистульки. Той же мыслью руководствуется богородский игрушечник, вырезая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для своих внучат свисток, тележку, лодочку.
Говоря о народной игрушке выделяют : игрушки – самоделки, дидактические игрушки и сюжетные игрушки. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а так же тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном сказочном плане.
Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.
Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простата и ясность. Возьмём городецкую резную игрушку – знаменитых деревянных лихих коней, здесь мы увидим, как простыми линиями обозначена форма. Разве она не производит отчётливого впечатления? Наоборот впечатление это очень ярко. Та же предельная простота в дымковских глиняных «конюшках», «баранах».
Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка – до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
Весёлая роспись семёновской деревянной игрушки ярка и народна. Средства же, которыми достигнут, этот эффект очень просты.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: лошади, люди, пароходы и т. д. Знаменитые тройки с кучерами составляли ещё недавно типовую игрушку. Выразительность форм, яркие, живые краски, наивный детский орнамент – всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества. Удивительная простата сюжета, чёткость формы сочетается с живой раскраской. Более детскую игрушку трудно представить. Разумеется, игрушка эта только в отдельных образах может заинтересовать ребёнка : кони, поезда, зайчики, бараны. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать в нас неощутимым для ребёнка.
Загорске игрушки из папье-маше серые кони в яблоках с хвостами из пакли, с подставкой на колесах, чудесно раскрашенные птицы с пищалками – тоже любимы детьми.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу и сюжет и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и других предметах.
Обращают на себя внимание целые макеты-игрушки на тему русских народных сказок. Лучшей художественной иллюстрации для драматизации сказок трудно пожелать.
Игрушка-самоделка – это игрушка которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, кат алки на колёсах, лодки из кары деревьев и масса других игрушек. Все эти безусловно хорошие игрушки хорошо бы использовать детским садам, особенно в летнее время, для игр на свежем воздухе.
Н. К. Крупская говорила, что «игра для дошкольников – это способ познания окружающего, играя он изучает цвета, формы, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения», а всё это способствует умственному воспитанию детей. Приобретению этих познаний как нельзя лучше способствуют народные дидактические игрушки.
Народная дидактическая игрушка – это игрушка, в которой отражена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка, как и всё народное творчество, отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Наиболее распространёнными игрушками являются :
--- шары разных размеров одноцветные – красные, синие, жёлтые, зелёные и шары многоцветные, составленные из цветных колец.
---конусы (башенки, пирамидки) разных размеров из пяти, семи, девяти, двенадцати, пятнадцати и более колец синего. Красного. Жёлтого, зелёного, фиолетового, оранжевого цветов; конусы многоцветные из колец разных цветов и размеров.
---игрушки-вкладыши, созданные по принципу увеличения или уменьшения их размеров, что даёт возможность вкладывать их одна в другую. Игрушки представляют собой пятиместные цветные мисочки, яйца, коробочки, репки, бочонки, кольца.
---цветные кольца для нанизывания разных размеров, цветные кольца для надевания и передвигания.
---цветная посуда – кувшинчики, горшочки, мисочки, стаканчики и т. д.
---наборы мелких предметов под названием «Бирюльки», корзинки с мелочью.
---игрушки винтовые, составляющиеся по способу навинчивания цветных колец на стержень – грибы, кувшины, бочонки и др.
---матрёшки.
Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребёнку : шары, бочонки, кольца и др.
В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны, они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка.
Возьмём для примера игрушки-вкладыши, вставляющиеся друг в друга яйца, круглые или цилиндрические чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая и вновь складывая игрушки, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признакам, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим; следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребёнок подбирает подходящей величины вкладыш и достигает своей цели. Игры с такой игрушкой заставляют малыша активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребёнок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он даёт правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы одноцветные или разноцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, цвета. Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребёнка.
Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а так же воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.
Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей. Игры с этими игрушками начинаются раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определённое русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что наблюдается уже на третьем году жизни ребёнка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радио наушниками и ребёнок закрывая ими ушки действительно ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка и чашечка для чая, и солонка; а когда малыш устанавливает на вершину башенки из кубиков то она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумать дети.
Для младших детей интересно скатывать с горки разноцветные шарики, а старшие дети играют, в эту игру соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила и со временем усложняют их придумывая что ни будь новое. На прогулках, в повседневной жизни педагог привлекает внимание детей к разнообразным предметам, указывает на их назначение, сообщает название и вместе с тем обращает внимание на признаки предмета – форму, цвет, величину и т. д. В жизни в обычных предметах эти признаки встречаются не отчётливо. Цвет имеет много переходов, оттенков, форма не всегда выступает ясно, ребёнку бывает трудно их определить, заметить. И вот тогда на помощь приходит дидактическая игрушка. Эта игрушка и используется для того чтобы подчеркнуть такие качества предметов как цвет, форму, величину. Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления,привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно,но не знает, не замечает его качеств.
По мнению А. М. Горького «игрушка заменяет маленькому ребёнку книгу, знакомит его с миром, со свойствами и качествами предметов». Организуя игры с игрушками, воспитатель разрешает одну из задач умственного воспитания – сенсорного воспитания.
3.
Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить, воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушки с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Деревянная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурку можно раскрыть и вдруг из неё появится другая, меньших размеров, но более красивая Матрёна. И эта в свою очередь раскроется и снова появится новая фигурка, потом ещё и ещё. Матрёшка является важным средством воздействия на детей. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика, всё это служит основой для проявления элементов творчества в игре и в рисовании.
Простата народной игрушки, её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка. Резная богородская игрушка даёт тонкое реалистическое изображение людей, животных. В Загорске из папье-маше изготавливают ярко расписанных уток, петухов (звучащих). Семёновская деревянная игрушка (мебель, транспорт) отличается богатой, декоративной росписью; глиняная дымковская – фантастическим замыслом, мягким юмором.
Такова та «живая» народная игрушка, которая представляет народное искусство в жизни детей. Мы неслучайно называем её «живой», она живёт и будет жить среди детей на ряду с современными игрушками. Отбор того, что из народной игрушки имеет право на существование в быту у детей, в их играх, далеко не завершен, до и вряд ли когда-либо будет завершён. Ведь народное искусство двигается вместе с жизнью, её потребностями, а потребности эти стали неизмеримо шире и глубже. Если творчество народа в старые времена создало такие мощные гнёзда производства игрушки, то можно представить, какие возможности открываются теперь, сколько замечательных талантов можно выявить в народе.
Как и в области языка, музыки, использование народного искусства в создании игрушки даёт много интересного и ценного. Е. Флё рина писала: «Мы уверены в том, что народная игрушка является при традиционном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».