Лучший педагог года

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Рита Гюлумян
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Публикация «Консультация „Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Примеры пальчиковых игр

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

("Паучки" ползают на голове)

Чтобы погулять на ветке.

«Пять утят»

Пять утят плывут вперёд,

(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке")

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут.

(Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются)

Трое утят плывут.

Двое утят плывут.

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

«Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмем, жмем.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки)

«Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх)

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом")

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех

(Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

«Два козлика»

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши)

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени)

Источники:

1. www.razumniki.ru

2. www.solnet.ee

3. www.doshvozrast.ru

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 октября 2020 в 13:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Рита Гюлумян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД