Зотова Елена
Консультация родителям будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная готовность – это системное образование, включающего в себя физиологический и психологический аспекты.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости.
Публикация «Консультация родителям будущих первоклассников „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психологическая готовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики : свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
В процессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровень готовности к учению. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы.
Чтобы понять, насколько готов ваш ребенок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе. Эти качества можно представить следующим образом:
- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, письма, счета;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно, продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторения» и неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т. д. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учебы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самое благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка нужные положительные качества.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен научиться понимать учебную задачу, т. е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
В последний год пред школой нужно постараться преодолеть все недостатки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребенок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает :
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
• Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «», «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.