Галина Пыркова
Консультация «Ребусы в работе с детьми ТНР»
▼ Скачать
Одним из важнейших условий эффективности процесса обучения грамоте дошкольников с речевой патологией является такая организация работы, которая обеспечивает высокую мыслительную и речевую активность и самостоятельность детей. Зачастую у данной категории детей повышенная утомляемость, следовательно, требуется смена деятельности на логопедических занятиях, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание необходимо заинтересовать с помощью игровых и занимательных заданий, сделать обучение более радостным и интересным. Одним из приемов моей логопедической работы является использование ребусов, которые помогают заинтересовать ребенка и направить логопедическое коррекционно–педагогическое воздействие на устранение речевого дефекта у детей, на предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе.
Публикация «Консультация „Ребусы в работе с детьми ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Ребусы, шифровки
- Темочки
Ребус – это загадка, в основе которой лежит изображение в сочетании с буквами, цифрами, разнообразными символами. Ребус сразу не прочтешь, - его нужно расшифровать. Следовательно, он – головоломка, требующая для своей разгадки сообразительности, фантазии, логики, мышления, что представляется актуальным для детей с речевой патологией.
Работа с ребусами мне позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать у них интерес к слову, развивать фонематический слух, внимание и память, закрепляет оптико – пространственные представления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать.
Отгадка ребусов — великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас ребенка. Ведь разгадав неизвестное слово, ребенок обязательно спросит о его значении.
В своей работе ребусы я использую в различных видах речевой деятельности: в работе по автоматизации звуков, при изучении букв, предлогов, в работе над лексическими темами, где подбираю ребусы для закрепления знаний детей.
Это вносит разнообразие в занятие, дает возможность поиграть и пофантазировать.
Любое разгадывание ребусов является эффективным способом «усиления» запоминания нужной орфограммы, например, таких, как:
• Безударная гласная в корне: «У+ лица» (и, «гвозди + КА» (о)
• Правописание – оро-: «40+А», «ДО+рога»
• Оглушение звонкого согласного на конце слов: «Рука+В», «100+Г»
Как и в любой игре, в данном случае также имеются правила, не зная которых, большинство загадок разгадать невозможно. Подробнее, конечно же, я о них расскажу:
1. Из названия каждого предмета следует выделить первый звук и затем соединить их в слово
2. Если перед ребусом стоит сверху запятая, то первую букву из этого слова следует вычеркнуть. Если сзади – то последнюю. Если запятых несколько, то стоит исключать такое же количество букв.
3. Если в ребусном рисунке есть зачеркнутая буква, то её стоит удалить из слова. В случае если рядом стоит ровно и другая буква, то нужно просто заменить одну на другую.
4. Под рисунком написан ряд цифр. Это означает, что слово состоит из букв, которые находятся под этими номерами в соответствующей последовательности.
5. Если один рисунок расположен в другом или на нем, или в любом другом положении, кроме как следом, то между их значениями стоит прибавить предлог: в, на, над, под и т. д.
Это занимательная игра не только для детей, а и для взрослых. Проверьте свою логику!