Воронкова
Консультация «Ребенок в семье и сообществе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является «Ребенок в семье и сообществе», которое направленно на формирование у воспитанников образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Представление о себе, образе- Я, является основополагающим, стержневым компонентом личности. Ребенок в дошкольном возрасте учится позитивно относиться к себе, выделять в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.
Публикация «Консультация „Ребенок в семье и сообществе“» размещена в разделах
На формирование образа- Я и развитие самоуважения дошкольника в первую очередь оказывают влияние близкие взрослые и педагоги, что становится решающим фактором при развитии ребенка. Понимая важность формирования образа-Я у дошкольников мы в своей работе данному направлению уделяем большое внимание.
Так например : Для развития у детей уверенности в себе, осознания своих характерных особенностей, уникальности и неповторимости широко мы используем беседы, на различные темы
«Разные люди», «Близнецы», «Чем отличаются люди?», «Каким я был? Какая я сейчас? Какими мы будем?», «Ты и твое имя», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь делать?». «Робкие и смелые»
В продуктивных видах деятельности используем рисование на темы : «Я, мама и бабушка», «Изобрази себя», «Нарисуй себя взрослым», «Нарисуй свое имя», «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают», «Что вам нравится зимой (весной, летом, осенью)».
Например в продуктивных видах деятельности на тему «Что ты любишь?» детям предлагалось изготовить индивидуальные альбомы, где каждая страничка отображает то, что любит ребенок : игрушки, еду, занятия и др. Дети с интересом рисовали, наклеивали вырезанные картинки и фотографии.
В реализации данного направления мы используем также и дидактические игры такие как : «Узнай по голосу», «Любимый запах», «Скажи друг другу комплимент», «Кто позвал?», «Путешествие в стану запахов», «Ласковое имя», «Узнай настроение».
Например словесная игра «Доскажи предложение», где дети заканчивают фразы. -«Я боюсь, когда…», «Я чувствую себя смелым, когда….», «Я чувствую себя неуверенно, когда…», «Я горжусь собой, когда….».
С целью помочь стеснительным детям избавиться от неловкости, робости мы предлагаем игру с зеркалом «Похвали себя», где дети глядя в зеркало, говорят сами себе комплементы или используем игру «Волшебный стул», где ребенка уже хвалят товарищи по группе.
Приобщая детей к художественной литературе, мы стараемся подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться и подражать, которые формируют образ-Я : «С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Б. Жидков «На льдине», Л. Толстого «Котенок», «Филлипок», В Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»,О. Кирилов «Книга ласковых имен»,Т. Петрушина «Когда я был маленьким».
Для расширения и закрепления гендерных представлений дошкольников, развитие в мальчиках и девочках качеств свойственных их полу мы используем разнообразные формы и методы.
Данные формы и методы помогают нам реализовать следующие задачи гендерного воспитания представленные на слайде: это
1. Создание условий для социально - психологических представлений о сходстве и различии людей,.
2. Оказание помощи ребенку в половой социализации, в установлении своей половой принадлежности.
3. Формирование у детей понимание особенностей поведения мальчиков и девочек, умение вместе играть.
4. Знакомство детей с деятельностью взрослых: мужчин и женщин, с их личностными качествами.
5. Осуществление подготовки детей к будущей семейной жизни, к осознанию роли отца и матери.
Нами проводились беседы с детьми на темы: «Какими должны быть мальчики и девочки», «Кто я, мальчик или девочка?»» с целью развития в мальчиках и девочках качеств,свойственных их полу. «Путешествие в доисторические времена»- с целью развития у детей правильного понимания роли мужчины и женщины в обществе.
Необходимое условие гендерного воспитания дошкольников- это создание предметно – пространственной среды с учетом интересов, потребностей детей. Мы основываясь на своем практическом опыте, создали для девочек уголок кулинарии, рукоделия, дизайна, уголок «маленьких хозяюшек», зону для сюжетно- ролевых игр («Мой дом», «Торговый центр», «Диагностический центр», «Школа»,
для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр, спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины.
Успешнее всего усвоение гендерного поведения детьми проходит в сюжетно – ролевых играх: «Семья», «Я механик», «Станция техобслуживания», «Я военный, (спасатель, пожарный)», «Маленькая хозяюшка», «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Ателье» и другие.
Детская художественная литература является одним из важных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. При отборе художественных произведений мы учитывали следующие требования: представленные на слайде, это и
доступность произведения возрасту,
эмоциональная привлекательность произведения,
динамичность сюжета,
эмоциональное и образное описание героев,
наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.
Знакомили детей с такими художественными произведениями как: - Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
- С. Маршак «О девочках и мальчиках» -
С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
- Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» и др.
Таким образом работая во взаимосвязи «ребенок, родитель-педагог» нам удалось создать наиболее полные и благоприятные условия для формирования у воспитанников образа –Я и уверенности в своих возможностях, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду.