Магомедова Венера Мирзабековна
Консультация «Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
Публикация «Консультация „Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая среда это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование правильной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
В логопедической группе доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому именно наглядные дидактические средства будут оказывать более сильное влияние на процесс обучения детей с ОНР.
Поэтому именно предметно-развивающая среда в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей.
При организации среды учитываются особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. Предметно-развивающая среда для детей с дефектами речи имеет коррекционную направленность, отличающейся от среды для детей с нормой речи, тем что она решает задачи коррекционной помощи, соответствующих задачам исправления, преодоления нарушений речи. Предметно-развивающая коррекционная среда призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:
- Развитие познавательной активности детей с ОНР.
- Развитие обще интеллектуальных умений.
- Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
Проблемная насыщенность
Создание условий для самореализации
Многофункциональность и вариативность модели среды
Не обыденность, приближение к домашней обстановке
Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми
Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности)
Среда, окружающая детей, должна обеспечивать:
- чувство психологической защищённости
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит: развивающая среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию. Предметная развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Для таких детей организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Логопедический уголок - как часть предметно-развивающей среды.
Одним из главных составляющих в организации среды для детей с ОНР является - логопедический уголок. Специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда. В его оборудование входят зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, игры на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, артикуляционной моторики.
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:
– артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
– грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово».
Особое условие совершенствования речевой деятельности имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Материал меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Это помогает актуализировать словарь, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка.